Содержание
Если с утра ребенок собирается в школу, это еще не означает, что он туда пойдет. Куда идут дети вместо школы? С кем проводят время? Предоставленные сами себе они чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Почему дети прогуливают и что делать взрослым?
Вот несколько историй, до боли знакомых многим педагогам и родителям.
«Я не хотел получить «двойку»
Ученик 5 класса Артем не появлялся в школе три дня. Классный руководитель спросила у его друга Ивана, что с Артемом. Иван сказал, что Артем болеет. На всякий случай, учитель уточнила информацию у родителей. Те удивились и ответили, что мальчик ходит на учебу каждый день и возвращается в положенное время. Когда прямой вопрос был задан Артему, он признался, что вместо школы гуляет. «Мы должны были писать контрольную по математике. Я не хотел получить «двойку», — пояснил он.
«Там не интересно»
Восьмиклассник Антон учился очень хорошо, выступал на городских школьных олимпиадах по математике и информатике. Вдруг часто стал пропускать школу без уважительной причины, пропадать в местном компьютерном клубе.
По признанию родителей, сын изменился: начал грубить, раздражаться по пустякам, вечером допоздна засиживается у компьютера.
Сначала они сами поддерживали увлечение Антона онлайн-играми, потому что он успешно участвовал в соревнованиях, а теперь опасаются за его здоровье и успеваемость: по большинству предметов мальчик «съехал».
Изучив ситуацию, школьный психолог смогла вызвать Антона на откровенный разговор. Она спросила, почему он перестал уделять внимание школе. «Там не интересно», — просто ответил тот.
«Меня учитель на уроки не пускает»
Дмитрий регулярно стал пропускать уроки русского языка и литературы в 6 классе. Учитель сообщила об этом классному руководителю, та — матери мальчика.
Дима учился слабо, и каждый прогул снижал его шансы закончить год с положительными оценками. Поговорив с сыном, мама возмутилась: мальчик сообщил, что его не пускает на уроки учитель!
Собрали малый педсовет. Был приглашен учитель, которому в присутствии Дмитрия и его мамы был задан вопрос, по какой причине мальчик пропускает его уроки. В ответ недоумение. Тот же вопрос мальчику.
Дима признался, что солгал матери: школу он прогуливал по собственной инициативе и вместо уроков курил с друзьями в парке.
Кто в группе риска?
В группе риска по прогулам дети, имеющие следующие проблемы:
- страх получить плохую оценку
- отсутствие авторитета у одноклассников и желание «стать своим» у неформальных лидеров
- наличие вредных привычек, пристрастие к наркотикам (Читайте также: Как узнать, что ребенок принимает наркотики, курит?)
- отсутствие интереса к учебным предметам и мотивации к получению знаний
- предпочтение участия в мероприятиях, которые в шкале ценностей ребенка стоят выше уроков: соревнованиях, клубах по интересам и т.д.
- трудности в освоении отдельных предметов
- отставание в силу более низких, чем у сверстников, способностей к обучению
- конфликт с учителем или одноклассниками
- травля одноклассников
- боязнь не оправдать завышенные ожидания родителей
- вседозволенность
Как предвидеть проблему прогулов?
У ребенка, имеющего склонность к прогулам, есть особенности поведения, отследив которые, можно предотвратить пропуски занятий:
- с утра, перед школой, у него плохое настроение
- он постоянно негативно отзывается об одноклассниках, учителях
- старается дистанцироваться ото всех, в том числе от родителей
- ребенок неохотно делает уроки, садится за них поздно вечером, к домашним заданиям подходит формально
- от него часто можно услышать просьбу не посещать школу в понедельник или в пятницу/ субботу
- жалуется на частые головные боли или боли в животе
- нарушен сон
- он скрытен, иногда от него пахнет сигаретами, в некоторых случаях вы наблюдаете нарушения координации движений
- ребенок стремится в «плохую» компанию, в которую входят дети с отклонениями в поведении
Если вы заметили один или несколько признаков-предвестников, срочно принимайте меры по предотвращению прогулов, причем комплексно: семья и школа должны работать с проблемой сообща.
Как бороться с прогулами школьников?
Единственный способ решения проблемы прогулов — построение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните не с порицания и запугивания, а с откровенного разговора о мотивах его поступков.
Проблема
Способ решения
Конфликт с учителем, сложности в освоении предмета
- Разработать программу устранения непонимания между педагогом и учеником, договориться о дальнейшем взаимодействии*
- Прибегнуть к услугам репетитора
- Не вызывать ребенка к доске, по возможности работать с ним с использованием индивидуальных заданий до тех пор, пока он не почувствует себя уверенно
Не находит общего языка с одноклассниками
- Учителям и школьному психологу продумать меры по вовлечению ребенка в коллектив, родителям активнее включаться в жизнь класса
- Давать ребенку посильные поручения для внеклассных мероприятий, хвалить его за исполнение, повышая самооценку, на классном часе
- Стараться включать его в групповую деятельность, как на уроке, так и во внеклассной работе
- Родителям обязательно проконсультироваться у нарколога: возможно, ваши подозрения не беспочвенны
- Поговорите с ребенком откровенно, помогите ему признаться. Эффективная работа с зависимостями проходит только при наличии полного доверия
Ребенок связался с «плохой» компанией
- Постарайтесь выяснить, что ему нравится в новых друзьях. Подумайте, как можно удовлетворить его потребности иным путем
- Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивной секции, ведь чаще всего дурное общество притягивает своей мнимой «крутизной». Покажите ему: спортсмены – вот кто действительно «крут». Пусть у него появятся другие кумиры
* Нет смысла переводить ребенка в другую школу: если ему трудно ладить с людьми, то эта проблема будет «кочевать» вместе с ним. Гораздо правильнее помочь ему справиться с ней с помощью всех заинтересованных сторон: семьи и школы. Только так можно искоренить прогулы школьников.
Фото: Марина Учеватова.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Иногда родители сталкиваются с проблемой школьных прогулов своего ребенка. Причем узнают они об этом не сразу, а тогда, когда прогулы становятся систематическими.
Семья обвиняет школу, учителей, классного руководителя, одноклассников, школьную систему и обязательно своего «трудного» ребенка! Честно взглянуть на себя, на свои отношения с сыном или дочерью, на «климат» в доме отважится не каждая мать и отец.
Давайте рассмотрим типичные ситуации, когда родители сами виноваты в том, что их подросток пропускает уроки.
Рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Неправильная иерархия
Семья (как маленькая страна) имеет не только свои законы, но и руководителей — маму и папу. Они обеспечивают, воспитывают, контролируют, поощряют и защищают.
Дети, словно граждане этой страны, следуют установленным правилам, придерживаются своей позиции в иерархии семьи.
• Утрата родительского авторитета, безразличие к их мнению и неуважение выступают подкрепляющими факторами несоблюдения правил, среди которых появляются систематические прогулы в школе.
Ребенок ощущает вседозволенность с последующей безнаказанностью за поступки (мамины крики и папины угрозы привычны) и слабую позицию родителей. Но самое главное, он не чувствует в них опору.
При малейших проблемах в школе ребенок выбирает стратегию «побега» в виде прогула.
Родители либо эмоционально бессильны, либо открещиваются фразами: «Учись решать свои проблемы самостоятельно!», «А что от меня ты хочешь?», «Не сочиняй/не обращай внимания» и так далее.
• «Инверсия иерархии» встречается в тех семьях, где ребенка возвели в статус «неприкасаемого».
К примеру, с детства он был болезненным и к нему не предъявлялись серьезные требования. Его обеспечивают хорошей одеждой, едой, гаджетами, создают уют, но не контролируют. Родители словно прислуживают ему.
Учителям в школе они говорят, что каждый день беседуют, объясняя ребенку, что нужно ходить в школу. Одним словом, они создают видимость своих родительских действий с отсутствием всякого результата.
• «Инверсия иерархии» может возникнуть в семье, когда ребенок своими школьными прогулами пытается сплотить родителей.
Ребенок своим поведением создает проблемы, чтобы мама и папа наконец-таки начали взаимодействовать друг с другом, чтобы у них появился общий смысл.
К примеру, если семья находится на грани развода, школьные прогулы с последующими проблемами в учебе могут на время сохранить семью и отложить развод.
Скрытая коалиция
Школьные прогулы встречаются в тех семьях, где супружеские отношения утратили открытость, искренность, тепло и честность. Но в связи с общественной моралью, отсутствием материальной возможности разойтись, нежеланием признать свой брак «больным» супруги остаются вместе.
Тогда один из родителей эмоционально «присоединяется» к ребенку, находит в нем силы и смысл оставаться в браке, опирается на него, превращаясь из родителя в союзника против супруга.
На невербальном уровне ребенок считывает свою позицию и умело этим пользуется. И даже если отец строго накажет за прогулы, то «союзник»-мама своими действиями проявит сочувствие, которое неминуемо выступит «подкреплением» отклоняющегося поведения ребенка.
Такая форма отношений, когда родители на словах осуждают прогулы, а на деле: один — применяет меры, а другой — выбирает позицию «защитника» (своим бездействием, чересчур мягкой реакцией), называется «скрытая коалиция».
Эта тенденция в отношениях не осознаваема. В реальности ни один из членов коалиции не признает «сговора». А от женщин даже можно услышать фразу «Мужей может быть много, а сын у меня — один!»
Жесткая иерархия
Школьные прогулы возникают в семье с жесткой идеологией, когда должно быть только так и никак иначе. Высокие перфекционистские установки не только к себе, но и к собственным детям становятся непосильной ношей для последних.
Только высокие оценки, непререкаемое послушание, отличные результаты в музыкальной школе или спортивной секции — вот ожидания родителей.
Во многих семьях прогулы школьника считаются преступлением века. Человеку, который однажды пропустил ОБЖ, домашние сразу же предрекают головокружительную карьеру в коммунальных службах плохого района. Но иногда прежде чем паниковать, стоит разобраться, что движет ребёнком, который пропускает уроки. Вооружившись помощью педагога и психолога Ирины Беляевой и психолога Анастасии Лындиной, Инна Прибора рассказывает, что делать родителям прогульщика.
Почему мы так нервничаем
Проблема пропусков уроков больше задевает людей, когда они старше. Ведь в доинтернетную эпоху учитель был носителем информации, которую непросто достать. К тому же путь к жизненному успеху был более линейным, чем теперь: почётная грамота, приличный аттестат, серьёзный вуз, высокая должность. Гики, фрики, странноватые ребята в вытянутых футболках непонятны нашим бабушкам, какие бы технологические стартапы они ни открывали. А вот Мишенька, который принёс пятёрку по чтению, — это сразу видно, на пути к достойной жизни.
Если родитель склонен сгущать краски, видя в посещаемости уроков единственную дорогу к успешной жизни, ему имеет смысл оглянуться вокруг и немного расслабиться
Другой проблемой может быть наш собственный страх школы, бессознательная путаница: кого сейчас будут ругать — ребёнка или нас? Может, мы плохие родители и теперь у нас на репутации несмываемое пятно? Может, нас даже вызовут к директору? Только не это.
Представьте, что ребёнок прогулял школу в одном случае потому, что пошёл в библиотеку и увлёкся там средневековой поэзией, в другом — вместо уроков курил за гаражами. Вы будете одинаково возмущаться в обоих случаях?
Собственный родительский дискомфорт может зацепить ребёнка и обострить ситуацию в и без того горячих точках. Так что первым делом нам стоит избавиться от предрассудков. Ребёнок пока что не «загубил юные годы», не «потратил жизнь зря», не «опозорил семью», а всего только не пришёл на природоведение. Есть разница.
Что делать с прогульщиком
1. Не читайте морали, это бесполезно. Человек нарушил норму не потому, что не знал, что надо ходить на уроки, а по каким-то другим причинам. Яркие монологи «Я в твои годы» и «Учёба — это святое!» пропадут зря.
2. Выясните причину прогула. Что там спрятано: страх, вина, месть, власть или ребёнок просто перепутал расписание? Обычно у формулировки «не захотел пойти на урок» есть продолжение. Например: «потому что поссорился с ребятами», «не подготовился к контрольной», «бойкотирую анатомию по религиозным причинам». Если в корне проблемы лежит конфликт с учителем или буллинг в коллективе, то работать придётся со всеми участниками процесса и, возможно, продолжительное время. Ссориться с ребёнком тут нет никакого смысла, вы просто находите проблему и пытаетесь её решить.
3. Если причина вас не особенно впечатляет («Хотел просто посидеть на лавочке» или «Мне не нравится цвет стен в кабинете физики») проведите беседу. Важно не повышать голос, не ломать отношения, а наоборот — поднять боевой дух ребёнка мотивирующим интервью. Обсудите, зачем он учится, кому это нужно, что планируете получить в результате, какую цену за это надо заплатить. Пусть родитель поделится своими соображениями: что важно, чем можно пренебречь и всегда ли нужно играть по правилам заведения, в которое ты пришёл.
4. Возможно, есть случаи, когда детские прогулы — это вовсе не наше родительское дело. Конечно, если для ребёнка это не становится проблемой и не страдает его успеваемость. Но когда пропуски уроков отравляют ему жизнь, пора вмешиваться взрослым.
5. Не пользуйтесь такими привычными рычагами воздействия, как подкуп и принуждение. Не стоит обещать покупку нового смартфона за каждый урок алгебры, на который заглянул ребёнок. Смартфоны у вас могут когда-нибудь кончиться, а дочке ещё учиться и учиться. Принуждение плохо тем, что подпитывает сопротивление. А переносить ежедневные войны дома могут очень редкие и не очень здоровые люди.
6. Удивительным открытием родительства становится то, что обстоятельства переделывать легче, чем ребёнка. Если велика школьная нагрузка, переведите сына в класс без углубленного китайского или хотя бы откажитесь от факультатива по пошиву кед.
7. Несмотря на последнее выступление классной руководительницы и новые эпитеты в адрес вашего ребёнка, поддерживайте его позитивное к себе отношение. Он не «сачок» и не «лодырь», а человек, у которого развился стресс от занятий фонетикой. Поддержите его и помогите обнаружить хоть какую-то личную заинтересованность в посещении предмета, на котором учительница свистит и шипит.
8. Стимулируйте любопытство ребёнка, связанное со школьными темами. Если вы знаете, что по программе на следующей неделе детям будут рассказывать про силу тока, покажите фильм про Теслу или фокусы с электричеством (там должны участвовать не горящие розетки, а эбонитовые палочки). Расскажите о своём школьном детстве, какое прозвище было у завуча, как вы прогуливали заня… А нет, про это лучше не упоминать.