Содержание
Удивительно простая техника для запоминания месяцев в году.
Пишем крупными буквами в столбик следующее:
и говорим – представь, что зимой, на морозе лает собака. Почему зимой? Потому что ДЯФ – это первые буквы зимних месяцев. Д – декабрь, Я – январь, Ф – февраль.
Затем просим ребенка еще раз сказать, как лает собака, и перечислить зимние месяцы.
Далее – говорим, что в первый месяц весны праздник всех Мам и записываем:
Еще раз спрашиваем, чей это праздник весной? МАМ, отвечает ребенок и перечисляет: март, апрель, май. Если путает март и май, говорим что весна начинается с праздника – 8 марта.
и просим ребенка представить ослика Иа, который летом, в жару, весело скачет по зеленой травке. Только ослик не обычный, а длинный – ИИА. После этого прячем эти три буквы и спрашиваем – кто там летом скачет по траве? ИИА, отвечает ребенок и перечисляет месяцы. Если путает июнь и июль – можно нарисовать на отдельном листе слева букву Н, справа – Л и сказать Н всегда раньше. Или нарисовать носорога (Н) , который бежит впереди лисы (Л). Больше фантазии!
И про осень я рассказываю так – как только лето кончилось и пора собираться в школу, то на детей нападает СОН. Утром вставать надо, а тут такой сладкий СОН.
и далее – как с предыдущими месяцами.
Затем небольшой опрос – как собака лает? А в какое время года она лает? А весна – это праздник чей? А летом кто там скачет по травке? А осенью на детей нападает что? И если видите, что ребенок усвоил эти 4 слова (дяф, мам, ииа и сон) и соотносит их с временами года, смело просите его перечислить зимние, весенние, летние и осенние месяцы.
Нина Михайлова
Необычный способ запоминания месяцев по сезонам.
Я решила поделиться маленьким «секретом» запоминания названий месяцев по сезонам. Несколько лет назад я прочла об этом в одном журнале.
Всем известно, что дети легче усваивают материал через сказочную интерпретацию. Игровая подача материала создаёт положительную реакцию на запоминание последовательности, в данном случае, месяцев.
Я работаю с детьми подготовительной к школе группы. Дети этого возраста учатся выделять звуки из слов, многие уже умеют читать, поэтому можно применить для запоминания месяцев следующий способ.
Летние месяцы-июнь, июль, август. Выделите начальную букву каждого слова. Что получилось? Дети произносят: «И-и-а». При многократном повторении ребята сами делают вывод, что это летом, играя на лужайке, маленький ослик распевает названия летних месяцев.
А осенью на дворе пасмурно, дождливо. Такая погода наводит тоску и тянет ко сну. Посмотрим на названия осенних месяцев- сентябрь, октябрь, ноябрь. По первым буквам составляется слово «сон». Дети понимают «секрет» запоминания.
Пришла морозная зима. На дворе холодно всем животным. Собака в конуре лает: «Дяф!», «Дяф», «Дяф».
Зимние месяцы-декабрь, январь, февраль.
После студёной зимы приходит весна и вместе с ней первый весенний праздник 8 марта. Чей это праздник? Праздник мам! Весенние месяцы- март, апрель, май.
В результате наши малыши будут лучше различать, называть и не нарушать последовательности всех 12 месяцев. Дети рады и мы, взрослые, тоже рады за наши маленькие успехи, которые сопутствуют нам в труде.
Дерево эмоций В кабинете создано "Дерево эмоций", которое помогает детям освоить навыки рефлексии. Каждый раз ребенок может определить на какую картинку.
Оформление лестничных проемов. Четыре времени года. В прошлом году коллектив нашего сада решил переоформить лестничные проемы. Заменили декоративные панели и гобелены на рамки с детскими рисунками:.
Каждый ребенок, переступая границу «сад-школа», имеет за своей спиной огромный багаж знаний. Это как практические знания: счет порядковый и количественный, умение читать и писать, но и знания об окружающем мире. Основной задачей детей младшего дошкольного возраста является знать времена года, из каких месяцев они состоят, правильно называть и не ошибаться в их последовательности. О том, как выучить с ребенком месяцы года и пойдет речь в этой статье.
С какого возраста нужно обучать детей
Всего существует четыре времени года и запомнить их не так уж и сложно. Ведь у каждого времени года есть свои особенности яркие, красочные и не забываемые. Уже к 4 годам, можно приступать к знакомству с месяцами. Ребенок смог уже несколько раз пережить смену всех времен года, почувствовать разницу и ощутить признаки каждого времени года. Познакомился со всеми природными явлениями: листопад, снег, дождь, капель.
С чего начать обучение
Основой и профилактикой для изучения ребенком месяцев года является знания о самих временах года, умении в них ориентироваться.
Начинать знакомить с времена года можно с года. Для этого существует большое количество иллюстраций, который необходимо показывать малышу и рассказывать о том, что там изображено.
В год не стоит нагружать ребенка длинными предложениями и большим объёмом материала. Будет достаточно 2–3 предложений, которые более ярко описывают время года. Не стоит показывать все времена года одновременно. Один день вы несколько раз в день по 5 минут, показываете картинку осени, на другой день картинку следующего времени года.
Моменты, на которые стоит обратить внимание
- Ребенку должно быть интересно. Если он не хочет, отвлекается, отложите картинку на потом, все равно он ничего не запомнит, а только станет более раздражительным.
- У малыша не должно быть никаких физиологических потребностей. Он должен быть сыт, не хотеть в туалет и спать.
Самым прекрасным методом запомнить все признаки каждого времени года — наблюдение. Живое и яркое, где можно потрогать, послушать, понюхать и забрать с собой. Ведь дети раннего дошкольного возраста познают тактильно, с помощью прикосновений и ощущений.
Признаки времен года
А теперь более подробно о признаках каждого времени года, на которые следует обратить внимание детей. Считается, что обучение необходимо начинать строго с зимы, она более яркая, выразительная и детям легче запоминается.
Зима — это Снежное Царство. Нужно дать ребенку возможность тактильно изучить снег. Взять его в руки, попробовать сделать из него шар или рассыпать его тоненьким слоем на землю. Рассказать, что снег холодный, мокрый. Помочь ребенку самому выстроить смысловую цепь: зима-снег-холодный и мокрый. В старшем возрасте, ребенку можно рассказать и о зимних праздниках, и о развлечениях зимой.
Весна-время, когда все просыпается. Покажите первые листочки на деревьях, почки. Послушайте с ребенком, как «поет» ручей. Расскажите, что птицы возвращаются из теплых краев, познакомьте с помощью иллюстраций и стихотворений, мультфильмов с животными, которые просыпаются после зимней спячки.
Лето — здесь ребенок будет знать, что это отдых с родителями или веселое времяпрепровождение у бабушки. Но следует еще и отметить, что только летом созревает большое количество фруктов и овощей полезных и необходимых организму. Летом ночи становятся короче, а дни длиннее. Можно обратить внимание, на зеленые деревья и цветы. Пронаблюдать за жучками и бабочками.
Осень — самое красивое время года, когда сменившие цвет листочки опадают с деревьев в каком-то своем танце. С ребенком можно собрать подручный материал: шишки, каштаны, листочки и создать поделку вместе. Можно во время прогулок собирать самые запоминающиеся листочки: красные, зеленые и желтые и создать гербарий. Расскажите, что осенью уже холодает, раньше становится темно, птицы улетают в теплые края, на зимовку.
В возрасте 2-3 лет ребенок должен хорошо владеть знаниями о временах года, знать их признаки и ориентироваться в последовательности. Уже к 5 годам можно ребенка знакомить с месяцами, учить правильно их произносить.
Упражнения, методики, техники
В настоящее время существует большое количество игр, пособий для изучения месяцев.
- Рекомендуют использовать презентации. Это отличный вариант: в нем собрано большое количество картинок, которые последовательно ребенка знакомят со временем года и признаками каждого месяца.
- При выборе иллюстраций следует помнить, что они должны быть яркими, красочными.
- Не быть загромождёнными посторонними деталями и должны отвечать поставленной цели. Если нужно рассказать о труде людей осенью, то картинка должна быть соответствующая: поле, комбайн и работающие люди.
- Лучшая форма обучения детей в дошкольном возрасте-игровая. Отличным вариантом станут мини-сценки. Здесь можно как проигрывать ситуацию, так и просто устроить приход тетушки Совы, которая хочет разгадывать загадки или Незнайка пришел и по дороге упал, поломав картину, необходимо помочь. А в роли картины может служить иллюстрация времени года, собери и расскажи, что же на картине изображено.
- Можно устроить вечер искусства, предложить нарисовать время года, человека в определенной одежде и узнать, когда ходят в курточке, шубе или майке и шортах.
- Так же не стоит забывать о чтении сказок, стихотворений, загадок и пословиц. Отличным вариантом станет известная книга «365 сказок». В ней большое количество иллюстраций, к каждому времени года и дню. Так же существуют книги «Времена года» и «Изучаем календарь», которые помогут справиться с изучением времен года.
Это отличные упражнения для ребенка, они хорошо развивают мышление, внимание, память ребенка, помогают разложить всю информацию по местам и отличное время препровождение для всей семьи.
Обучение в форме игры
Самый главный принцип получения новой информации для детей дошкольного возраста — игра. Если ребенку интересно, то он запомнит большое количество нового материала: познавательного и красочного.
В просторах интернета есть очень увлекательный и полезный мультфильм «Тетушка Сова». Он поможет ребенку найти ответы на большое количество вопросов. Но следует помнить, что не нужно необдуманно отпускать ребенка за просмотр мультфильма и думать, что проблема решена, необходимо садиться рядом и беседовать.
Итак, ребенок ориентируется в признаках каждого времени года и достиг необходимого возраста (4,5 года) для знакомства с месяцами.
- Следует рассказать, что каждое время года делится на три месяца. Здесь отличным вариантом станут календари природы, где каждое время поделено на три месяца. Календарь можно как сделать самому, так и приобрести в любом магазин. У каждого месяца есть своя картинка, которая ассоциируется строго с ним. Нужно дать понять, что в мае распускаются цветы, а в сентябре начинают сбор урожая. В дальнейшем ребенок, смотря на картинку, будет называть месяц.
- Можно провести наблюдение. Выбрать для себя объект за окном и наблюдать за ним, все 12 месяцев, отмечая какие происходят изменения.
- Так же поможет чтение сказок. Правильным выбором станет сказка «12 месяцев», где подробно знакомят с каждым из них.
- Хорошо подойдут сочинения маленьких четверостиший с ребенком.
- Есть огромное количество запоминалок, про каждое время года.
- Можно учить песни, которые ассоциировались бы с временем года и месяцами, такие как «Три белых коня».
Для проверки можно использовать картинки небылицы, где художник, что-то перепутал, пусть ребенок отгадает. Альбом для заполнений «Времена года», где в ячейку нужного месяца необходимо вставить картинку.
Вместо заключения
Насколько быстро и правильно ребенок запомнит месяцы и времена года, а так же будет в них ориентироваться, зависит от метода подачи новой информации. Чем интересней подано, тем больше шансов, что запомнится.