Ибрагим паша и его жена

Великолепный век. Дорога к жизни (книга). запись закреплена

(Автор: Вера Воскресенская. Предполагаемый монолог дочери Ибрагима и Нигяр)

Я Эсманур, желанная дочь Великого османского визиря Паргалы Ибрагима-паши и его женщины Нигяр-хатун, появившаяся на свет в 1532 году.

В 1536 году, когда казнили моего отца, меня, его незаконнорождённую дочь, навсегда перевезли в Паргу к его брату Нико и отцу Манолису. Я плохо помню лицо матери, бывшей главной калфы при гареме султана Сулеймана Великолепного, так как мне не удалось долго пожить рядом с ней, но лица, особенно взгляда своего отца, я никогда не забуду.

Я стала плодом запретной любви Великого визиря и гаремной калфы, моих отца и матери. После моего рождения законная супруга отца, Хатидже-султан, передала меня в руки служанки-кормилицы, которая отвезла доверенного ей ребёнка в маленький дом далеко от столицы империи и воспитывала меня как родную дочь, дав имя Кадер, что значит Судьба. Я помню её тёплые руки и нежный взгляд, помню, как она ласково называла меня «моя родная девочка». И моё первое слово — мама — было обращено именно к ней. Я забыла её имя, но запомнила в свои два-три года, что это был самый близкий для меня человек. Теперь я не знаю, где она, что стало с ней и её детьми, которые иногда играли со мной в маленьком саду нашего домика.

В 1535 году я впервые увидела отца: он пришёл в дом, где я жила с кормилицей, а потом увёз меня в свой дворец. Отец не знал, что я жива: сразу же после моего рождения матери сказали, что ребёнок родился мёртвым, а отцу Хатидже-султан солгала про то, что меня похоронили на кладбище для бедных. Отец через несколько месяцев нашёл могилу, где якобы захоронена его младшая дочь, но могила оказалась пустой.

Я помню, как познакомилась с отцом: высокий и очень крупный человек, как мне тогда казалось, дремал рядом с моей кроватью, когда я болела. Я испугалась его, но этот человек, проснувшись, взял меня на руки, смотря на меня добрыми глазами, будто бы излучавшими тёплый свет. В комнате тогда тоже было светло: по стенам скользили лучи утреннего солнца, но яркий любящий взгляд отца затмил даже их. Отец дал мне новое имя — Эсманур — свет дарящая. Затем отец каждый день навещал меня, а через несколько дней решил привести в свой дворец. Я отдалённо помню, как во дворце я увидела хрупкую изящную женщину с мрачным взглядом и двоих детей, которые были немного старше меня. Позже дядя рассказал мне, что этой женщиной была Хатидже-султан, сестра великого султана Сулеймана, приказавшая казнить мою мать после моего рождения, и дети Паргалы — Осман и Хуриджихан. Отец хотел познакомить меня с братом и сестрой, но его жена приказала поселить меня в другом доме, подальше от дворца, чтобы её дети, члены Династии Османов, не знали о незаконном «позоре» своего отца.

Так я снова осталась на попечении кормилицы. Отец очень любил меня, старался каждый вечер проводить рядом с младшей и самой любимой дочерью. Я запомнила, как он играл со мной с самодельным деревянным корабликом, рассказывая, что этот кораблик унесёт нас далеко-далеко от всех горестей в красивую и счастливую страну, где всегда царит солнце, добро и справедливость.

С мамой я познакомилась незадолго до казни отца. Впервые она увидела меня поздней ночью в гареме, но не догадалась, что перед ней — её дочь, которую она считала убитой. Я тогда очень хотела пить, встала со своей кроватки и пошла туда, куда смотрели мои глаза. В итоге я оказалась в большой пустой комнате — этой комнатой были покои гарема султана Сулеймана — и попросила воды у какой-то женщины. Этой женщиной, как позже выяснилось, была моя мать, Нигяр-хатун. Потом отец разрешил ей видеться со мной, и мать, накопив и продав все драгоценности, решила увести меня на свою Родину, к реке Дунаю, подальше от Османской империи, где я, кроме отца и матери, была никому не нужна и, повзрослев, стала бы всеми презираема из-за своего положения: внебрачная дочь Великого визиря и калфы. Но матери не удалось осуществить свой план: Ибрагим-паша узнал про него и навсегда разлучил меня с матерью.

Через год отца казнили. Мать выслали за пределы столицы. Я снова осталась совсем одинокой и не нужной никому. Кормилица не могла обеспечить моё будущее. Единственным человеком, который мне помог, был Матракчи Насух-эфенди, давний друг отца: именно он решил отправить меня в Паргу к дяде Нико. После смерти отца его брата-близнеца и моего деда выслали из Османской империи на Родину в Грецию: отец стал считаться государственным изменником и его греческим родственникам не было более места в империи. Матракчи, в последний раз поцеловав меня в лоб, вспоминая про любовь Ибрагима и Нигяр, пожелал мне счастливого плавания на корабле и удачи на Родине отца, подальше от наполненной кровью Османской империи. Тем более, Насух-эфенди чувствовал ответственность передо мной — ведь какое-то время моя мать была его фиктивной женой. С того дня я больше никогда не видела этого доброго и мудрого человека.

Через несколько дней я сошла на берег Парги под новым именем — Алкмена, что значит луна. Дядя принял меня в своём доме с радостью, как и мой дедушка. В Парге дядя сразу же женился после возвращения из Османской империи на небогатой, честной и доброй женщине, для которой я стала дочерью. Я не знала, что такое жить в богатстве и почёте, поэтому бедный дом на берегу моря стал для меня Раем и свободой. Дядя рассказывал мне об отце, о его достижениях в службе государству, о его любимых скрипичных мелодиях и о Нигяр — женщине, в которой Ибрагим на несколько лет нашёл свою радость и утешение. Про своих брата и сестру я ничего не знала: живы они или нет, что стало с ними. Да и они были для меня очень далёкими. Единственное, что осталось в моей памяти, — их имена. Слышала только, что их мать, Хатидже, после смерти моего отца убила себя. Но её судьба была мне безразлична. Более того: я испытывала отвращение к женщине, которая чуть не убила мою мать, а меня называла «позором» Великого визиря.

Читайте так же:  Как закоптить сыр в коптильне горячего копчения

В семнадцать лет я по собственной воле вышла замуж за местного рыбака: с ним я познакомилась после прибытия в Паргу. Мне тогда было пять лет, а ему — десять. Нас сблизили общие интересы и любовь к морю. Сначала он был для меня лучшим другом и почти братом, а в юности стал моим возлюбленным и потом — мужем.

Мы живём не очень богато, но наш дом полон радости: у нас есть дети, своё хозяйство. Муж ловит рыбу, я пеку хлеб для продажи: как когда-то моя бабушка, мать моего отца и дяди. Наш сын, как и его знаменитый дед, прекрасно играет на скрипке, а дочь, как и её бабушка, Нигяр, такая же добрая и всегда готовая помочь другим людям.

Я счастлива, что судьба унесла меня из Османской империи, где было очень мало настоящей любви; где родители шли против собственных детей, а дети — против родителей; где редко ценились верность и преданность и люди выживали благодаря интригам и людским жертвам. Я забыла османский язык, едва научившись говорить на нём.

У меня было три имени: Кадер, Эсманур и Алкмена. Все они связаны с луной, на которую я часто смотрю по ночам и благодарю Судьбу за своё счастье и свободу.

Паргалы Ибрагим-паша
Pargalı İbrahim Paşa
31-й Великий визирь Османской империи
27 июня1523 — 15 марта1536
Монарх Сулейман I Предшественник Пири Мехмед-паша Преемник Айяс Мехмед-паша Рождение 1493 ( 1493 )
Парга, ныне в Греции Смерть 15 марта1536 ( 1536-03-15 )
Стамбул, Османская империя Супруга вероятно, Мухсине-хатун, или Хатидже-султан, или обе Дети Мехмед [1][2] Образование
  • Эндерун
Профессия Великий визирь Вероисповедание Христианство. Позже принял ислам. Звание Паша Медиафайлы на Викискладе

Паргалы́ Ибраги́м-паша́, также известный как Френк («европеец») Ибрагим-паша, Макбул («фаворит») Ибрагим-паша и Мактул («казнённый») Ибрагим-паша (1493, Парга — 1536, Стамбул) — великий визирь Османской империи при Сулеймане Великолепном.

В 1523 году он заменил Пири Мехмеда-пашу, который был назначен Великим визирем в 1518 году отцом Сулеймана Великолепного, предыдущим султаном — Селимом I Явузом, и оставался на этом посту в течение 13 лет. Он достиг уровня власти и влияния, с которым могли соперничать лишь несколько Великих визирей империи, но в 1536 году он был казнён по приказу султана, а его имущество было конфисковано государством.

Содержание

Биография [ править | править код ]

Происхождение [ править | править код ]

Ибрагим родился в христианской семье рыбака Манолиса [ источник не указан 223 дня ] из Парги (отсюда пошло и его прозвище — Паргалы), территория современной Греции, в те времена бывшей владениями Венецианской республики [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] . В детстве он был похищен пиратами или захвачен при военном набеге и попал во дворец в Манисе в Западной Анатолии, где наследные принцы (шехзаде) Османской империи получали образование. Существуют разные версии того, как именно Ибрагим оказался во дворце Манисы: по одной из версий он был сразу продан во дворец; по другой, его купила некая богатая вдова, которая заботилась о ребёнке, дала ему образование (в частности музыкальное), а затем подарила мальчика будущему султану Сулейману I [10] ; ещё одна версия, восходящая к современнику, Джовио, говорит о том, что Ибрагим стал рабом в доме Искендера-паши, который и захватил его в плен [11] . Вполне вероятно, что отчасти верны обе последних версии: Ибрагим был захвачен в плен, куплен Искандером-пашой, отдан им вдовой дочери, которая заботилась о ребёнке; когда в Эдирне, где жила эта женщина, в 1514 году приехал Сулейман, она подарила Ибрагима ему [10] .

Точная дата рождения Ибрагима неизвестна, однако сохранились документы, в которых утверждается, что сам Ибрагим говорил, что родился в ту же неделю, что и Сулейман, то есть в 1494 году [9] .

Ибрагим быстро подружился с будущим султаном, который был его сверстником. Он обучался вместе с Сулейманом [ источник не указан 915 дней ] , знал несколько языков: он владел османским, итальянским, персидским, не забыв при этом родного греческого [12] ; любил читать различные книги по истории и географии [12] . После вступления Сулеймана на Османский престол в 1520 году Ибрагим был удостоен различных званий, в том числе и поста хранителя султанских покоев.

Великий визирь [ править | править код ]

Практически все великие визири, как до Ибрагима-паши, так и после него, перед тем, как получить назначение на высший пост, проходили последовательно ступени карьеры. Зарекомендовав себя на невысоких постах, поднимались выше, потом получали пост третьего визиря, потом второго (с ростом империи число визирей выросло до шести). После смерти или снятия с поста великого визиря, его место занимал второй визирь, место второго визиря — третий. Иногда происходило перетасовывание постов, или же двух визирей меняли местами. Когда в 1523 году Пири-паша, назначенный на этот пост ещё отцом Сулеймана, Селимом I, в 1518 году, ушёл в отставку, его пост должен был получить второй визирь Хаин Ахмед-паша. Сулейман же хотел заменить вельмож Селима на свои креатуры, поэтому он неожиданно для всех назначил великим визирем своего раба, близкого друга и фаворита, Ибрагима.

Это породило сразу целый комплекс проблем. Во-первых, Ибрагим был чужаком в османском истеблишменте, как для потомков османского нобилитета (по рождению), так и для выходцев из девширме (которые обучались в Эндеруне). Он не имел за собой поддержки в виде репутации, поскольку до этого не занимал постов, иначе как лично при Сулеймане, и не имел других заслуг, кроме дружбы и доверия султана. А чиновничество в штыки воспринимает выскочек. В битве при Адане Херсекли Ахмед-паша потерпел поражение, был ранен и пленён в основном потому, что более опытные и старшие по возрасту паши, командовавшие войсками, над которыми Ахмеда поставили главным, не желали ему подчиняться.

Кроме того, как показали дальнейшие события, Хаин Ахмед-паша был крайне обижен. Попросив назначение бейлербеем в Египет, он взбунтовался и в 1524 году Айяс Мехмед-паша был послан подавить восстание. Ахмеда-пашу победили благодаря предательству и казнили в 1524 году. Ибрагиму пришлось лично прибыть в Каир для наведения порядка и налаживания управления провинцией.

Дипломат [ править | править код ]

На дипломатическом фронте Ибрагим-паша был очень успешен. Он договорился о выгодных сделках с лидерами католических держав. Венецианские дипломаты даже назвали его «Ибрагим Великолепный», обыгрывая эпитет султана Сулеймана [13] .

В 1533 году он провел переговоры с послами короля Испании Карла V насчет Венгрии. Хотя переговоры прошли успешно и это принесло Османской империи дипломатическую победу, Ибрагим-паша на этих переговорах повел себя как настоящий временщик, который правит Османской империей вместо самого султана Сулеймана.

В 1535 году Ибрагим-паша в ходе переговоров с французским посланником Жаном де ла Форетом подписал монументальное соглашение — капитуляцию с Франциском I, которое дало Франции благоприятные торговые права в Османской империи в обмен на совместные действия против Габсбургов [14] . Это соглашение могло бы создать основу для совместных франко-турецких военно-морских учений, в том числе базирования флота Оттоманской империи на юге Франции (в Тулоне) в течение зимы 1543—1544 гг.

Читайте так же:  Кабачковые оладьи рецепт в духовке с фото

Военачальник и чиновник [ править | править код ]

После вступления Сулеймана на Османский престол в 1520 году он был удостоен различных званий, в том числе и поста хранителя султанских покоев.

После назначения на пост великого визиря 27 июня 1523 года Ибрагим-паша продолжал получать другие дополнительные должности и титулы от султана, и его влияние в Османской империи стало почти столь же абсолютным, как и влияние самого Сулеймана.

Хотя он уже давно принял ислам, он поддерживал родственные связи и даже вывез своих родителей, чтобы жить с ними в османской столице [15] .

В 1524 году Ибрагим-паша был вынужден подавлять мятеж египетского наместника Хаин Ахмеда-паши, а в начале второй половины 1520-х гг. его султан Сулейман отправил на подавление восстания во главе с проповедником — мехди Календаром Челеби в Анатолии.

Его дворец на площади Султанахмет в Стамбуле в настоящее время — музей турецкого и исламского искусства. Дворец построен с явно оборонительной концепцией и мог выдержать длительную и мощную осаду (Ибрагим имел грозных соперников).

Ибрагим-паша принимал участие во всех военных кампаниях султана Сулеймана. В частности, он в звании сераскира командовал армией Османской империи во время Мохачского сражения 1526 года, осады Вены 1529 года и Персидского похода 1534—1535 гг. Опытный командир армии Сулеймана, он в конце концов попал в немилость после неосторожности, совершённой во время кампании против тюрко-персидской империи Сефевидов, когда он наградил себя прозвищем, включающим слово «султан» [16] . В частности, этот титул именовался Султан Сераскир, что было серьёзным оскорблением для Сулеймана. Этот инцидент запустил серию событий, которые в итоге привели к его казни в 1536 году.

Предпосылки краха [ править | править код ]

Когда в 1520 году султан Сулейман взошел на престол, в гареме дворца Топкапы появилась славянская рабыня, взятая в плен татарами. Её настоящее имя неизвестно, европейцы называли её Роксолана, в истории Турции она стала известна под именем Хюррем-султан, а писатели и поэты с XIX века стали называть её Анастасия (Александра) Гавриловна Лисовская. Именно Роксолана сумела низвергнуть Ибрагима-пашу, борясь с ним за влияние на султана.

Негативно на жизнь Ибрагима-паши также повлияло его соперничество с главным казначеем Османской империи Искендером Челеби. Когда в 1534 году султан Сулейман возобновил войну с шахом Персии Тахмаспом, он отправил армию во главе с Ибрагимом-пашой в поход на столицу Сефевидской державы Тебриз. Хотя поход был успешен, конфликт между Ибрагимом-пашой и Искендером Челеби, который принял участие в походе в качестве помощника сераскира, обострился. После того, как султан прибыл в действующую армию и захватил Багдад, Искендер Челеби был обвинен в дезорганизации снабжения турецких войск и вскоре казнен через повешение.

Существует легенда, что призрак казненного дефтердара прибыл к султану во время сна и Сулейман после этого поклялся предать казни Ибрагима-пашу.

Казнь [ править | править код ]

В ранние годы дружбы Сулейман якобы поклялся, что Ибрагим никогда не может быть казнён во время правления Сулеймана [17] [18] .

Поскольку Сулейман поклялся не отнимать жизнь у Ибрагима в годы своего же правления, то кадий Стамбула Эбуссууд-эфенди дал ему такое толкование: «Жизнь — это активность, когда мы спим — мы не живем. Пусть он умрёт, когда ты спишь» [19] . Дженкинс приводит этот рассказ со ссылкой на Бодьера, но указывает, что каких-либо других доказательств в документах она не обнаружила [20] .

15 марта 1536 года во время празднования Рамадана Ибрагим-паша по давней дружеской традиции ужинал с Сулейманом ночью во дворце Топкапы. Утром следующего дня в покоях было обнаружено его тело. Как это описал Доменико Тревизано, венецианский посол: «…со следами, говорящими, что он был удавлен после свирепой борьбы» [21] . Покрытый чёрной попоной конь отнес тело великого визиря к его дому, и оно было спешно захоронено в дервишском монастыре в Галате без какого-либо памятника, отмечающего место могилы.

Огромные богатства, как было принято в империи после смерти великого визиря, были немедленно конфискованы и отошли в казну. Так сбылись предчувствия Ибрагима, которые он высказал в начале своего блистательного пути, умоляя султана Сулеймана не возвышать его чрезмерно [ источник не указан 915 дней ] , предполагая, что это определит его скорое падение.

Жена. Версии и дискуссии [ править | править код ]

В 1524 году Ибрагим-паша женился. Султан Сулейман присутствовал на торжестве [22] и подарил молодожёнам огромный дворец на ипподроме в Стамбуле.

  • Николае Йорга писал, что Ибрагим женился на дочери дефтердара Османской империи Искендера Челеби[en] ,однако никаких доказательств не приводит [23] .

Дамат [ править | править код ]

Существует версия, что женой Ибрагима-паши была Хатидже-султан, сестра Сулеймана. Якобы Хатидже родила Ибрагиму троих детей, но первый ребёнок скончался вскоре после родов.

Эта версия, судя по всему, не имеет под собой документальных оснований. Историки упоминают женитьбу Ибрагима-паши и пышные торжества, однако ни один из современных источников не дает подтверждений тому, что невеста была из семьи Сулеймана [22] [24] .

Некоторые вторичные источники упоминали о том, что женой Ибрагима-паши могла быть сестра Сулеймана, но имя не называли [22] . Эти версии поздние и восходят, вероятно, к князю Д. Кантемиру (1673—1723), а за ним к Абдуррахманy Шерефу (1853–1925) [tr] и Хаммеру (1774—1856).

Только в XX в версия дополнилась именем Хатидже, её автором был Узунчаршилы [25] . Через несколько лет он сам её опроверг [1] , но она уже была растиражирована. Как он написал: «Я объявил в своей книге, что Хатидже-султан была женой Ибрагима-паши, я был неправ и в этой статье исправляю свою ошибку» [26] .

Ни один из современных документов не называет Ибрагима по титулу «дамат», как положено называть человека, женатого на сестре или дочери султана.

Трое детей, приписываемых браку Хатидже и Ибрагима, на самом деле образуются из сына Ибрагима [2] и двух дочерей Хатидже.

Мухсине [ править | править код ]

Согласно последней версии, более вероятно, что женой Ибрагима-паши была Мухсине-хатун.

Её дед, Михалоглу Искендер-паша, был санджакбеем Боснии, в разные годы был бейлербеем Румелии и Анатолии, четвертым визирем.

Дочь Искендера-паши, Хафса (мать Мухсине-хатун), была первой хозяйкой Ибрагима в его бытность рабом. Именно она дала ему первоначальное образование и подарила Сулейману.

По этой причине сначала Мухсине отказывалась от брака, она не хотела быть женой своего бывшего раба. Однако это не помешало в дальнейшем их теплым отношениям, как свидетельствует обширная переписка, найденная в архивах.

Сын Искендера-паши, Хюррем-паша, был санджакбеем Дамаска.

Эта версия, забытая на время, была изложена Узунчаршилы в 1965 году [1] . В подкрепление этой версии через год Нигяр Анафарта опубликовала письма Ибрагима-паши, найденные в архиве и адресованные Мухсине. Эбру Туран собрала и систематизировала все доказательства [27] . «Мой дорогой, мой возлюбленный», «твой возлюбленный Ибрагим, который тоскует по тебе» — переписка паши с женой показывают искреннюю и нежную привязанность вплоть до казни паши в 1536 году. У них был сын, Мехмед, который умер в 1539 году [27] .

Ещё в 1523 году Пьетро Зен писал о встрече с родственником жены Ибрагима-паши. В этом письме Зен подробно описывает её родственные связи [28] . В хронике 16 века İbtihâcü’t- Tevârih есть запись о поездке Ибрагима в Дамаск, губернатором которого являлся сын Искандера-паши, и, как указано в хронике: родственник уважаемой жены Ибрагима. Запись относится ко времени экспедиции Ибрагима в Египет, что было через 4 месяца после свадьбы [29] . В октябре 1523 года Марино Санудо записал: «В грядущем Мае (1524 г) Ибрагим женится на девушке (внучке — e fia di una fia) из семейства боснийского» паши [30] ; а 6-го декабря того же года: «…которого (Ибрагима) Повелитель ныне женит на дочери одной вдовы, жены… [текст поврежден]… Боснии… Повелитель заказал Синьории кипрский сахар на 8000 дукатов беспошлинно для упомянутой свадьбы» [31] . Факт женитьбы Ибрагима на внучке Искандера упомянут и у Паоло Джовио в «Commentarii di cose di Turchi» [32] . Дополнительным доказательством является мечеть Ибрагима-паши (также мечеть Мухсине Хатун; Кумкапы), построенная Синаном в 1532 году [33] .

Читайте так же:  Замариновать баранью ногу для запекания в духовке

Компромиссная версия [ править | править код ]

Опираясь на несостыковку дат (1523 г. — запись Зена, 1524 г. — женитьба) некоторые (например, Улучай) оспаривают версию Узунчаршилы. Они считают, что Мухсине — жена, которая была до Хатидже, с которой он развелся. Однако, этому противоречит и сохранившаяся переписка, которая была между Ибрагимом и Мухсине до его смерти, и построенная в 1532 году мечеть. Улучай утверждает, что нашел письма Ибрагима к Хатидже, в которых тот инструктирует её, как вести себя с братом и Хюррем-султан, называет Сулеймана братом. В работе Улучая отсутствуют необходимые цитаты, кроме того, он ссылается и цитирует сомнительные (популярные, а не научные) источники [34] . Несостыковка дат может объясняться ошибками в переводе дат из исламского календаря в юлианский. Так же возможно, что женитьба состоялась ранее, чем были проведены торжества. Но возможно и то, что у Ибрагима было две жены, он не развёлся с Мухсине перед браком с сестрой Сулеймана.

Жизнь и смерть Великого визиря

История восхождения к власти самого влиятельного чиновника во всей османской истории поистине уникальна. Пост главного министра султана мог занять только самый доверенный правителю человек, поэтому за него шли настоящие войны. Изначально на эту должность попадали только свободные граждане империи, да еще и, как правило, выходцы из богатых семейств и сыновья уже служивших при дворце важных пашей.

В середине 15-го века на пост стали попадать не только турки, но и греки, сербы, албанцы и боснийцы, но и они являлись потомками знатных родов. Мальчики, родившиеся в немусульманской семье, также могли оказаться во дворце через систему набора детей – это был один из видов налога в империи. Также, как и наложницы гарема, они получали образование и возможность служить султану.

У обыкновенного же раба, захваченного янычарами в военных походах, были шансы только попасть в услужение в османский дом. Так и случилось, когда Ибрагима, похищенного в одной из греческих деревень в окрестностях Парги, отдали богатой вдове. Но смышленый мальчик так понравился одинокой женщине, что она отнеслась к нему, как к сыну – научила грамоте и игре на скрипке.

По сериальной версии, впрочем, Ибрагим унаследовал музыкальность от матери. Но в исторических источниках родители Ибрагима упоминаются только тогда, когда паша перевез их в Стамбул, уже став визирем. Считается, что к Сулейману Ибрагим попал в виде личного подарка вдовы. Но также возможно, что мальчик был сразу продан во дворец.

Будущий султан и его невольник были почти ровесниками, Ибрагим был старше Сулеймана всего на год. Однако для того, чтобы стать другом наследному шехзаде, этого ничтожно мало. Несмотря на огромную разницу в статусе и положении, паше удалось доказать, что по уму и талантам он вовсе не хуже. Ибрагим был не просто образован: он знал персидский, греческий, сербский и итальянский языки, поддерживал искусство и культуру, занимался благотворительностью. В результате впервые в истории государства визирем становится обычный слуга. Но пробыв на посту около тринадцати лет, Ибрагим достиг такого размаха, что уже для многих было очевидно – паша претендует на равенство с самим повелителем мира. Это и стало главной ошибкой Ибрагима.

Принцесса крови

По закону и традициям, османский султан не мог иметь классической семьи – система гарема предполагала множество наложниц, способных родить ребенка. Воспитанию шехзаде и султанш уделялось много внимания, но все же дети находились в гареме, так что это было похоже скорее на детский сад при дворце.

Стать матерью сразу нескольких детей падишаха удавалось немногим, но мать Сулеймана Айше Хафса-султан, первая наложница султана Селима, смогла родить ему пятерых дочерей и четырех сыновей. Не все из них дожили до взрослого возраста, но это дало Хафсе-султан огромное влияние и сделало семью Селима очень похожей на современную многодетную семью. Братья и сестры одной матери и одного отца хорошо знали друг друга, общались и поддерживали связь.

Любовные страсти великолепного паши

Однако самой смелой версией о любви Ибрагима стало мнение историка Явуза Бахадыроглу, заявившего, что Ибрагим был влюблен не в кого-нибудь, а в саму Хюррем-султан. Брак с Хатидже он объясняет выгодами и для династии, и для визиря. Сулейман хотел приблизить пашу к семье, а Ибрагим посчитал это уместным для своего положения. А в действительности, как утверждает ученый, страсть и ревность к возлюбленной султана Хюррем порождали ту самую ненависть между пашой и султаншей, которую нам показали в сериале.

Все дело в том, что такая любовь была не просто невозможной, но и безответной – Хюррем была равнодушна к паше, как и ко всем остальным мужчинам. К тому же, как упоминает Бахадыроглу, в реальности паша был вовсе не красавец – мал ростом и слишком худощав лицом. Будучи от природы умной женщиной, Хюррем хорошо понимала, чем грозит ей эта любовь, поэтому использовала ее против Ибрагима. Вполне возможно, что брак с Хатидже был совершен из-за злости и ревности паши к хладнокровной Хюррем.

Знал ли Сулейман об этой запретной страсти? Ученый считает, что просто не мог не знать. Султан отличался не только умом, но и хитростью. Система слежения во дворце работала очень хорошо – к Сулейману стекались самые разные новости. Однако не всем он считал нужным придавать значение. Благословив Ибрагима на брак с сестрой, Сулейман предоставил визирю шанс избавиться от глупых надежд, однако в конце концов так и не смог простить его за попытки сравняться с падишахом.

В 1536 году паша был казнен. Вслед за ним погибли и его дети, поскольку султан не хотел оставлять после Ибрагима никаких наследников. Если верить тому, что это были дети Хатидже-султан, неудивительно, что ровно через два года, не пережив такой трагедии, умерла и сама султанша. По другим версиям, Хатидже прожила еще долго и умерла в глубокой старости во время правления внука Сулеймана и Хюррем Мурада.

О том, как развивается история любви Ибрагима и Хатидже в сериале, смотрите в новых сериях проекта по выходным в 19.00.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector