Жила была одна баба фильм 2011 актеры

Жила-была одна баба
Жанр исторический фильм
драма
Режиссёр Андрей Смирнов
Продюсер Андрей Смирнов, Елена Прудникова
Автор
сценария
Андрей Смирнов
В главных
ролях
Дарья Екамасова
Алексей Серебряков
Алексей Шевченков
Оператор Николай Ивасив
Юрий Шайгарданов
Кинокомпания Кинокомпания «АС»
Рекун-синема
Длительность 156 мин
Страна Россия
Язык русский
Год 2011
IMDb ID 2065015
Официальный сайт

«Жила́-была́ одна́ ба́ба» — российский исторический фильм Андрея Смирнова о жизни России с 1909 по 1921 год и событиях Гражданской войны и Тамбовского восстания, показанных глазами крестьянки. Режиссёр работал над фильмом с 1987 года [1] . Картина вышла в широкий [2] российский прокат осенью 2011 года. В 2015 году создана пятисерийная телеверсия фильма [3] .

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

Фильм рассказывает о жизни русской деревни в 1909—1921 годах через судьбу тамбовской крестьянки Варвары. Она выходит замуж, становится вдовой, пытается устроить личную жизнь. Одновременно разворачиваются исторические события — Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война и Тамбовское восстание. Крестьянская Россия уподоблена граду Китежу, который медленно, но неумолимо уходит под воду [4] .

В ролях [ править | править код ]

  • Дарья Екамасова — Варвара
  • Нина Русланова — Крячиха
  • Владислав Абашин — Иван
  • Роман Мадянов — Баранчик
  • Максим Аверин — Александр
  • Всеволод Шиловский — отец Еремей
  • Евдокия Германова — Феклуша
  • Алексей Серебряков — Лебеда
  • Алексей Шевченков — Малафей
  • Иван Бортник
  • Игорь Класс — старик Лыков
  • Владимир Фёдоров — юродивый
  • Людмила Полякова — Парамоновна
  • Агриппина Стеклова — Панька
  • Виталий Кищенко — начальник особого отдела
  • Юрий Шевчук — Ишин, командир антоновского отряда
  • Ёла Санько — тётка Чуманиха
  • Дмитрий Поддубный — атаман
  • Олег Кожевников — сын Варвары

Создание фильма [ править | править код ]

По словам режиссёра, в плане сюжета и персонажей «фильм был готов 24 года назад» [4] . Сценарий был дописан в 2004 году после нескольких лет работы в архивах, изучения диалектных и этнографических особенностей тамбовского крестьянства. «В Тамбовской губернии сегодня нет ни одного района, в котором бы я не побывал: и в деревне жил, и с бабками общался, и с музейщиками работал», — вспоминает режиссёр [5] . Смирнова занимала идея показать то, что сразу после Октябрьской революции «в той или иной мере пережила практически каждая семья в России», где 90 % населения было крестьянским [5] . Режиссёр убеждён: «весь Шекспир там ещё спрятан» — при том, что «за все 74 года нет ни одной вещи, ни одного романа, ни одной повести, в которой рассказали бы — а что пережил мужик, когда случилась революция» [5] .

Финансирование для съёмок помог в 2007 году найти Владислав Сурков [4] . Режиссёр обещал поблагодарить в финале помимо Суркова ряд лиц — Виктора Вексельберга, Альфреда Коха и Романа Абрамовича, Леонида Гозмана, Анатолия Сердюкова и Владимира Якунина и Анатолия Чубайса [6] .

О съёмочном процессе повествует документальная лента И. Бессарабовой «Под говор пьяных мужичков» (2010). Летом 2008 года съёмочная группа во главе с Андреем Сергеевичем Смирновым прибыла в Тамбов [7] и разместилась в гостинице «Турист» (Пригородный лес). Кинопробы в тамбовскую «городскую» и «сельскую» массовки проходили в ДК «Знамя труда» (г. Тамбов). Исполнителей главных ролей учили разговаривать на тамбовский лад [5] .

Бо́льшая часть фильма снималась в 2008—2009 годах в Тамбове, сёлах Царёвка (Знаменский район), Лысые горы (Тамбовский район) и селе Кривополянье (Бондарский район) Тамбовской области [8] [9] .

Сцены церковных праздников, сельских расстрелов, почти все сцены с антоновцами снимались в селе Кривополянье Бондарского района, сцены во «дворе Баранчика» — в специально выстроенных рядом с сельским кладбищем декорациях в селе Царёвка Знаменского района; съёмки сцен «на Хуторе» проводились в декорациях у восточной окраины села Лысые горы Тамбовского района, там же снимался эпизод «Крестный ход»; городские сцены расстрела иконы снимались в Тамбове во дворах школ № 6 и № 7, а также проход Варвары «из тюрьмы в ЧК» во дворе домов по ул. Советской, 71-73.

Читайте так же:  Как делать яблочное пюре со сгущенкой

Фильм также снимался в павильонах «Беларусьфильм» в Минске (интерьеры); натурные съёмки проходили у Задонского монастыря (Липецкая область) и на железнодорожном вокзале Санкт-Петербурга.

По мнению историка Давида Фельдмана, показанные в фильме события имеют документальную основу, хотя в реальности всё было ещё страшнее [10] [11] . Режиссёр признаётся, что не стал переносить на киноэкран самые страшные эпизоды восстания, ибо «люди ходят в кино не для того, чтобы после повеситься» [11] . Музыкальным продюсером картины является артистка Ольга Юкечева, в фильме звучит её голос в песне «Да в воскрёсный день рано…» которую поёт Варвара на застолье с Малафеем.

Критика [ править | править код ]

«Давно на экраны не выходил фильм такой эпической мощи», — написала «Российская газета» [12] .

Андрей Плахов подчеркнул аллегоричность происходящего с главной героиней, которая уподобляется России, заметив, что «удивительным образом фильм вписался в нишу как образец антибольшевистской пропаганды: вот наконец „формат“, поддержанный, судя по финальным титрам, Сурковым, Вексельбергом и Абрамовичем» [13] .

«Страшно и дико любому из нас в этом мире причудливых ритуалов», — пишет Антон Долин. — «Россия в фильме Смирнова — архаическая вселенная, в которой невозможны ни индивидуализм, ни индивидуальность». По его мнению, режиссёр предаётся в фильме «археологии чувств, пытаясь несуетно, тщательно и отстраненно воссоздать исчезнувший мир» [14] .

В «Ведомостях» картина Смирнова была оценена как «самый честный фильм о гражданской войне», где показана преемственность жестокости и насилия в прогрессии «семья, деревня, страна» [15] . Кинообозреватель «Московских новостей» посетовал на то, что «волна стихийного насилия, поднимаясь с Гражданской войной, не имеет смысла» и подаётся зрителю как «укоренённая модель поведения, в силу экстремальных обстоятельств вырвавшаяся из-под контроля» [11] .

Кинокритики отмечают и серьёзные недостатки фильма. Антон Долин упоминает «чрезмерный хронометраж, иногда провисающую интригу, невнятности ряда этнографических деталей» [14] .

Дмитрий Пучков делает критический обзор фильма на Синем Филе. [16]

Сюжет фильма:

Картина о драматической судьбе обыкновенной тамбовской крестьянки Варвары (Дарья Екамасова) во времена революции и Гражданской войны. Исторические события показаны глазами героини. Фильм начинается ее свадьбой в 1909 году, когда девушку из бедной семьи взяли в богатую, а кончается Тамбовским восстанием 1920-1921 гг. К тому моменту Варвара уже становится вдовой и пытается вновь устроить свою личную жизнь, а крестьянская Россия постепенно испускает дух.

Рецензии и отзывы к фильму

Масштабная историческая драма, продолжающая традиции советского кино о судьбах русского крестьянства, но с антисоветских позиций. Фильм украшают многочисленные сцены сексуального насилия и массовых расстрелов.

Бесприданницу Варвару отдают замуж за парня из кулацкой семьи. Приготовления многочисленной родни к первой брачной ночи выглядят зловещими и циничными. Неудивительно, что бедная девушка кричит от ужаса, когда ее наконец запирают в сарае с мужем. Смолоду не задавшаяся половая жизнь и в дальнейшем будет приносить героине одни огорчения. Перефразируя слова персонажа из фильма «Чапаев», Варвара могла бы сказать: «Красные пришли – насилуют. Белые пришли – насилуют. Куды бедной крестьянке податься?». История Варвары разворачивается на фоне событий, потрясших в начале прошлого века Тамбовскую губернию – революция, Гражданская война, большевистский грабеж и крестьянское восстание против советской власти, жестоко подавленное красными карателями под руководством Тухачевского.

Читайте так же:  Засолка горбуши с маслом растительным

Режиссер и автор сценария Андрей Смирнов говорил в одном из интервью, что «Образ народа-раба в нашем сознании укоренен: ну да, мы – вечные холуи». Представляя зрителям премьеру фильма Смирнов отметил, что это его первая работа, «которой не коснулись грязные руки цензоров», после чего долго благодарил за поддержку Владислава Суркова, Михаила Швыдкого, Аркадия Вексельберга, Романа Абрамовича («который очень хотел, но не смог приехать на премьеру») и Алфреда Коха (который вообще был консультантом по деревенской жизни). Поскольку все главные беды героев начинаются после революции, фильм служит своего рода предупреждением – не надо никаких революций! Не зря эпиграфом картины стала фраза американского философа Джорджа Сантаяны: «Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь. ».

Восходящая к традициям советской крестьянской саги, новая картина Смирнова – это своего рода «Вечный зов» в миниатюре, но снятый с размахом голливудского исторического блокбастера и откровенными сценами. Несмотря на то, что режиссеру периодически отказывает чувство меры и вкуса, картина не выглядит откровенной «клюквой», а прекрасные актерские работы в диапазоне от очень хороших до просто великолепных делают ленту безусловным достижением нового российского кино. В США Дарья Екамасова гарантированно получила бы «Оскар» за лучшую женскую роль. А лучшей сценой в фильме стал монолог в исполнении Алексея Шевченкова, по сравнению с которым знаменитый «Ленин-гриб» Сергея Курёхина кажется плоской шуткой.

По фильмам А. Смирнова можно судить о движении конъюнктуры в СССР и России. Некогда бы «Белорусский вокзал» — средний фильм с абсолютно угаданной советской конъюнктурой. Ныне «Жила была одна баба» — стопроцентная «работа» на так называемую «общемировую»и деологию. В каждой сцене этого кино — обязателен мужик с пятилитровой бутылью самогона.

А знает ли автор А. Смирнов, что нужно, чтобы сделать самогон? На пять литров — 5 кг сахара, еще зерно, дрожжи. Из этого делается брага, которая должна настояться в течении 2-4 недель (пьянице самого не сделать, он выпьет все брагой). Потом нужно брагу перегнать — нужен аппарат, который не так уж просто смонтировать. В фильме нет ни одного человека, которой в состоянии этот самогон, употребляемый в фильме гектолитрами, сделать.

А еще герои чего-то едят, ездят на лошадях, стреляют — люди в фильме способны убивать друг друга в пьяном угаре, сношаться и уродовать, но даже представить невозможно, чтобы кто-либо из них мог произвести какой-либо товар! Нельзя не признать наличия великолепного сучьего нюха у автора А. Смирного, но ответь ты мне, отродье ты наше общемировое, откуда у героев (не путать с артистами) фильма взялся самогон?

Просто жутко дебильный фильм!! Позор тем кто такое снимал. Г.. такое, что смотреть не возможно. Рекомендуется для просмотра людям с неустойчивой психикой. Либо бьют, либо насилуют – все.

Мне всегда было интересно узнать, как воспринимали революцию простые люди, далёкие от политики. По книгам и фильмам можно было представить красных командиров, одержимых идеями революционеров и контрреволюционеров, суровых чекистов, добродушного товарища Сухова и многих других. А вот о других людях, учителе, зубном враче, землемере, приказчике почему-то фильмов не снимали, если, конечно, они не принимали революцию как избавление от царского самодержавия. И вот фильм про крестьянку Варвару. Революция для неё – как перестройка, плюрализм и демократизация для мужиков из какой-нибудь таёжной деревушки, где до сих пор нет ни газа, ни водопровода, да и электричество не каждый день. (Только не говорите, что таких деревень у нас уже нет. Есть. Там бани и сейчас по-чёрному топят, если кто понимает, о чём я). Мне фильм понравился. Честный фильм. Без рецензентов и купюр. Это печальная история не просто женщины, а всей прежней «кондовой» российской деревни. Это её, деревню, насиловали, отнимали последнее, избивали и «ликвидировали как класс». Женщина здесь, скорее как образ, как концентрация всех бед и горестей, выпавших на её долю. Ну не могла малограмотная крестьянка понять без помощи красных агитаторов какая новая жизнь идёт на смену старой. Не такая она ловкая, не такая умная. Но сильна она своей крестьянской «живучестью» и упрямством. Всё равно возвращается в разрушенный дом, где была недолго счастлива со своим законным мужем. Гонит из него непрошенных гостей, зная, что могут они её убить. Но гонит, отстаивает своё право на жизнь. И не смущают в фильме сцены насилия. Деревенская жизнь близка к природе. Прежде чем варить суп, курицу надо убить. Колбасу делать, окорок коптить – свинью надо убить. На охоту пойти – тоже придётся убивать. А если супостат, вахлак какой попробует отобрать у мужика что-нибудь? Убить, как свинью. А если баба одна по лесу шастает? Так на то она и баба, чтобы мужику приятно было. Какая-такая любовь? Амур, гламур? Это у господ такие разговоры. Но господа нынче в Париже. А тут, на природе, всё просто. Как легла, так и дала. А не даст, сами возьмут. Не так? Есенина прочитайте, он не обманывал. Красные показаны не такими, как «положено». Недоумки, пьяницы, приспособленцы, в перспективе – воры, бандиты и убийцы. Кстати, а ваши бабушки и дедушки не делились воспоминаниями о том, кто и как выгонял священников, ломал церкви, раскулачивал и обрекал на верную смерть своих односельчан? Или это были утончённые эстеты, плакавшие по ночам от содеянного ими же? Скорее всего, именно отчаянные люмпены все это и делали. Господа называли их быдлом. А товарищи по партии после «зачисток» в деревнях и сёлах «зачистили» от «быдла» и ряды ВКП(б). Про ГУЛАГ, надеюсь, объяснять не надо? И многие из тех, кто беспощадно ликвидировал «кулаков» и «середняков» и случайно дожил до 1937 года, отправились на освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока. В фильме много символизма. И финальные кадры очень показательны. Вода не просто смывает всю нечисть и грязь. В потоках воды захлебнулась вся деревня. Старая жизнь кончилась. Сумеет ли кто-то приспособиться к новой – не известно. Кстати, после коллективизации многие люди уехали из деревни в город. Юноши после службы в армии не стремились обратно в родную избу. И девушки тоже хотели увидеть другой мир, большой город, «где все танцуют и поют». Кто-то уезжал учиться, кто-то работать на новых заводах и шахтах, строить новые города, а кто и просто в поисках лучшей жизни. Так что фильм «Жила-была одна баба» не такой уж и простой. И мнения о нем разные.

Читайте так же:  Зви 401 инструкция по применению духовки

компашка типа Владислава Суркова, Михаила Швыдкого, Аркадия Вексельберга, Романа Абрамовича («который очень хотел, но не смог приехать на премьеру») и Алфреда Коха – ну такие знатоки российской жизни. дэвушк танцует тот кто платит, чего могли слепить по заказу этих деятелей ненавидящих историю страны в которой они вынуждены жить и выкачивающие из нее все что можно.

  • Роль – Трынка
  • Роль – Митряй
  • Роль – Захар
  • Роль – Баранчик
  • Роль – Иван
  • Роль – Орелик
  • Роль – атаман
  • КИНО
  • ТРЕЙЛЕРЫ
  • ОБОИ

FORD против FERRARI Мидуэй Ангелы Чарли Хороший лжец

Высшее общество Битва за землю Человек-паук: Вдали от дома Бархатная бензопила Три икса: Мировое господство Ла-Ла Ленд Викинг Чудо-женщина –> –>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector