Здание опекунского совета на солянке

Солянка ул., д.6

Предложения по проведению реставрации

Здание Опекунского совета составляло часть крупного ансамбля Воспитательного дома, являющегося одним из ансамблей, организующих городскую застройку.

Проект здания Опекунского совета был создан архитектором Д.И.Жилярди в 1821 году. По проекту Д.Жилярди, осуществленному в натуре в 1823-26 годах, здание состояло из трех отдельно стоящих корпусов, выходящих своими торцами на улицу Солянку.

Главное здание имело по второму этажу восьмиколонный портик ионического ордера, поставленный на высоком цоколе, облицованном белым камнем. Широкая лестница вела к главному входу в здание. Главный корпус увенчан куполом, прорезанным четырьмя полуциркулярными окнами, по бокам которых были укреплены гипсовые фигуры летящих слав. На фризе и под портиком расположен гипсовый скульптурный декор. Боковые части главного фасада первоначально не имели оконных проемов, что подчеркивало его композиционное значение. Фасады боковых флигелей архитектурно связаны с главным рустованной обработкой первого этажа и гладкой стеной второго этажа с гипсовым декором над окнами.

Боковые флигели были соединены с главным каменной оградой с воротами. Вход в боковые флигели осуществлялся через дворовые фасады.

Архитектура главного корпуса с портиком и венчающим куполом является продолжением классических форм русской архитектуры начала XIX века, разработанных еще М.Ф.Казаковым. В данном случае купольное завершение не отвечает внутренней планировке здания, как это было в постройках Казакова, где куполом была увенчана центральная ротонда здания. В здании Опекунского совета купол является скорее элементом фасада. Первоначально под куполом был расположен вытянутый по длинной оси дома зал, разделенный колоннами на три части. После перестройки в эту часть перенесена главная лестница, ведущая на второй этаж. Зал заседаний освещен большим окном с двумя колоннами ионического ордера, делящими его на три неравные части, над фризом ордера расположено полуциркулярное окно с архивольтом, украшенным гипсовым декором. Первоначально стены зала были отделаны искусственным мрамором розового цвета, колонны внутри зала облицованы белым искусственным мрамором, а колонны, выходящие на фасад, выполнены из белого камня. Полуциркулярный свод, перекрывающий помещение зала, украшен живописью.

В 1850-х годах здание Опекунского совета было перестроено. Боковые корпуса были соединены с главным. Вместо ограды с воротами здания, равные по высоте с боковыми корпусами. Одновременно была изменена и архитектура главного фасада. Вокруг окон были сделаны наличники измельченного профиля, по второму этажу снята ампирная лепнина над окнами. По углам главного корпуса поставлены пилястры и между ними пробиты окна, от чего фасад здания утратил фундаментальность.

До нашего времени сохранилась архитектура дворовых фасадов. Здесь окна второго этажа не обрамлены наличниками, над окнами сохранился лепной декор. Сохранилось архитектурное оформление над входами в боковые флигели, над входом в правый флигель сохранился первоначальный металлический козырек. Сохранились хозяйственные постройки во дворе, причем перестройки, произведенные в них, настолько незначительны, что дают возможность восстановить их первоначальный архитектурный облик.

В настоящее время здание Опекунского совета занято Президиумом Академии медицинских наук, что не позволяет выполнить полной реставрации, то есть сноса встроек, искажающих первоначальный архитектурный облик зданий. Предполагается, для создания единого архитектурного ансамбля, при условии сохранения встроек, осуществить реставрацию первоначальных частей. Удалить измельченные полочки, наличники, сандрики над окнами по второму этажу, восстановить гладкую стену. Установить лепнину над окнами второго этажа, лепные детали отлить по сохранившимся деталям дворовых фасадов. С фасада главного корпуса удалить пилястры, появившиеся после перестройки фасадов, и наличники окон второго этажа. Изменить архитектурных декор встроенных частей, снять измельченные детали и лепные украшения.

Читайте так же:  Как готовить мясо по французски с картошкой

Детальная разработка предложений по реставрации будет дана в проекте реставрации.

Комментарий 2001г.:&nbsp В 1970-х гг. в соответствии с данными предложениями был выполнен проект и осуществлена реставрация здания. Не все задуманное, правда, удалось осуществить, поныне существуют окна второго этажа, пилястры, наличники, измельченные сандрики. Почему-то в 1990-е гг. с фасада была содрана доска, сообщавшая, что здание посторено по проекту Д.И.Жилярди. Современный вид здания представлен на фотографиях:

Здание Опекунского совета на Солянке

Это здание в стиле ампир с момента окончания строительства называли украшением улицы Солянки, а затем и всего этого исторического района города. Улица Солянка расположена на месте древней дороги из Кремля во Владимир, Суздаль, Рязань. Раньше Солянка шла от Варварки к Ивановскому монастырю и стоявшему далее загородному дворцу великого московского князя Ивана III. Своё название улица получила по царскому Соляному двору, который находился в этом месте. До 1733 года торговля солью была монополией государства; добытчики сдавали её государству и она свозилась в амбары Соляного двора. Оттуда её получали торговцы и продавали по установленной цене.

Самый красивый архитектурный памятник Солянки – здание Опекунского совета Воспитательного дома, – было построено в 1826 году по проекту Дементия Ивановича (Доменико) Жилярди.

Дементий Иванович занял должность архитектора Воспитательного дома в 1817 году. Воспитательный дом для незаконнорождённых детей и детей бедняков был основан в Москве в 1763 году по указу императрицы Екатерины II и по инициативе Ивана Ивановича Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Личный секретарь императрицы и президент Императорской Академии художеств Иван Иванович Бецкой сам был внебрачным сыном генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, сокращенную фамилию которого он и носил.

Здание Опекунского совета на Солянке

Под строительство Воспитательного дома был отдан так называемый Васильевский луг – обширный участок между Солянкой и рекой Москвой, ограниченный с запада Китайгородской стеной, с востока – стеной Белого города. На лугу располагались Гранатный двор, Устьинские бани и мелкие постройки.

По проекту, составленному Карлом Ивановичем Бланком при участии Юрия Матвеевича Фельтена, вдоль берега реки Москвы должны были быть выстроены три замкнутых корпуса-каре с обширными внутренними дворами. Западный корпус предназначался для мальчиков, восточный – для девочек. Центральный, Главный, корпус соединял западный и восточный. Торжественная закладка состоялась в апреле 1764 года и сразу же после этого начались строительные работы.

Возведение западного каре было завершено в 1767 году. Главный корпус строился с 1771 по 1781 год.

Проезд по Москворецкой набережной был замощён уже во время правления императора Павла I, в 1797 году. При Александре I с 1801 по 1806 год набережная получила пологую гранитную облицовку.

Финансирование дома осуществлялось за счёт пожертвований частных лиц, а также за счёт налогов с театральных зрелищ и игральных карт. Все игральные карты, продаваемые в России, облагались налогом: пять копеек с колоды российского производства и десять – с заграничных.

Читайте так же:  Как заваривать гриб в банке

В стенах Воспитательного дома детей обучали бухгалтерии, аптекарской и хирургической науке, столярному, слесарному, каретному, кузнечному, седельному, портному, башмачному, оловянному, медному, золотому и серебряному, инструментальному, типографскому, переплётному, хлебному, токарному, часовому, гравировальному, перчаточному, галантерейному делам.

При Воспитательном доме созданы кредитные учреждения – Ссудная, Сохранная и Вдовья казна. В 1772 году Прокопий Акинфиевич Демидов открыл при Воспитательном доме первое коммерческое училище (Демидовское купеческое училище). Дети обучались чтению, письму, рисованию, ремёслам, проходили практики на фабриках и в мастерских.

На базе Воспитательного дома театральный антрепренёр Михаил Егорович (Майкл) Медокс создал театральную труппу, а затем при Воспитательном доме возникла танцевальная труппа Филиппо Беккари.

Здание Воспитательного дома было рассчитано на проживание восьми тысяч человек. Часть квартир сдавалась в аренду.

Московский опекунский совет был учреждён в 1763 году в соответствии с «Генеральным планом Воспитательного дома». С 1797 года совет перешёл под попечительство императрицы Марии Фёдоровны. На следующий год звание опекунов было заменено на звание «почётных опекунов», которые выбирались по усмотрению императора и несли, кроме общей ответственности, ещё и ответственность «особую», каждый по одной из отраслей администрации.

Опекунский совет, как государственное учреждение Российской империи, ведал и сиротскими приютами, больницами, лазаретами, богадельнями, средними специальными учебными заведениями, женскими и художественными училищами. Для пополнения своего бюджета он имел право заниматься ссудно-залоговыми операциями, печатать и продавать игральные карты, фарфоровые, фаянсовые, кожевенные изделия и тому подобное. Поэтому в ведении Совета были такие банковские учреждения, как Ссудная касса (выдача денежных ссуд под залог недвижимости), Сохранная и Вдовья казна.

В связи с расширением деятельности и увеличением администрации в начале XIX века было решено построить отдельное здание для Опекунского совета.

Проект здания Опекунского совета и создал архитектор Воспитательного дома Дементий Иванович Желярди.

Так в 1826 году появился самый красивый архитектурный памятник Солянки в стиле ампир – здание Опекунского совета.

Здание строилось с 1823 года. Оно состояло из трёх отдельно стоящих корпусов.

Главный корпус был увенчан куполом, прорезанным четырьмя полуциркульными окнами, по бокам которых были укреплены гипсовые фигуры летящих слав. Восьмиколонный портик ионического ордера по второму этажу стоял на высоком цоколе и был облицован белым камнем.

Кстати, в здании Опекунского совета с 1842 по 1894 год находилась первая Московская сберегательная касса.

В 1850–х годах здание Опекунского совета было перестроено по проекту Михаила Доримедонтовича Быковского. Михаил Доримедонтович, основоположник романтического направления эклектики в русской архитектуре, был основателем Московского архитектурного общества. Зодчий соединил боковые корпуса с главным и видоизменил фасадный декор. В частности, вокруг окон были сделаны наличники измельченного профиля, по второму этажу снята ампирная лепнина над окнами. Здание получило протяжённый фасад с тремя ризалитами. Масштаб, пропорциональная гармония и декоративное изящество этой центральной части здания определили лицо всей композиции.

Особое внимание было уделено интерьерам здания. Великолепно решённый вестибюль с парадной двухмаршевой лестницей расположен на одной оси с залом заседаний совета. Зал в свою очередь украшен высоким расписным цилиндрическим сводом. Система каменных сводов перекрывает и другие помещения здания.

Читайте так же:  Как жарить сыр бри

В советское время Воспитательный дом превратился в Дом Труда. В то время в здании с сотнями комнат, бесчисленными переходами, поворотами и коридорами, сквозными чугунными лестницами, закоулками, подвалами разместилось множество всевозможных организаций, в том числе несколько десятков редакций газет и журналов. И среди них знаменитые «Гудок» и «На вахте». Поэтому у многих советских авторов можно найти воспоминания об этом удивительном здании.

В 1938 году здание передали Военной академии. В 1944 году здесь разместилась Академия медицинских наук, с 1991 года Российская академия медицинских наук.

Где закладывали мертвые души

В 1760-е по инициативе И.И. Бецкого всю территорию к югу от Солянки передали под устройство Воспитательного дома. Здесь подкидышам и незаконно рожденным детям давали не только пищу и кров, но и образование и профессию.

Крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода с фасадом длинной 379 метров из трех корпусов-каре построили по проекту Карла Бланка (восточный корпус завершили в XX веке по проекту И.И. Ловейко).

Здание перестраивали и расширяли при участии Джованни и Доменико Жилярди, А.Г. Григорьева, М.Д. Быковского. В комплекс Воспитательного дома также входит бывшее Николаевское сиротское училище и въездные ворота с Солянки со скульптурами работы И.П. Витали «Воспитание» и «Милосердие».

Здание строили из камня разбираемой стены Белого города на деньги жертвователей. Известно, что Екатерина II передала 100 000 рублей разово и ежегодно отчисляла еще 50 000, П.А. Демидов передал 200 000 рублей, а сам Бецкой внес 162 995 рублей. Возможно, эти щедрые дары связаны с появлением огромного количество незаконнорожденных в дворянской среде.

Воспитательный дом постоянно пополнялся. При нем даже был родильный приют, где личность матери сохранялась в тайне. При желании женщина даже могла рожать в маске, чтобы точно сохранить анонимность. Здесь же заложили основы педиатрии, ведь многие попадающие в приют младенцы были больны.

Финансы Воспитательного дома были в ведении Опекунского совета.

Для пополнения бюджета Совет имел право проводить ссудно-залоговые операции, печатать и продавать игральные карты. Именно в Опекунском Совете Пушкин заложил Болдино, а гоголевский Чичиков намеревался заложить купленные «мертвые души».

В стенах Воспитательного Дома обучали бухгалтерии, аптекарской и хирургической науке, столярному, слесарному, каретному, кузнечному, седельному, портному, башмачному, оловянному, медному, золотому и серебряному мастерству, типографскому и переплетному делу, хлебному, токарному, часовому, гравировальному, перчаточному ремеслу. Но со временем Воспитательный дом перешел к общему образованию: в 1807 году открылись Латинские классы, следом Повивальный институт и Классические курсы для подготовки к поступлению на медицинский факультет университета, а также Французские классы для будущих гувернанток. Педагоги жили здесь же.

В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сохранения здания директор Иван Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат. В здании разместили раненых, а во внутреннем дворе погребли 2 500 умерших здесь французов.

После революции 1917 года приют закрыли, а здания заняли профсоюзные учреждения. Был здесь, например, Дворец Труда, где на втором этаже в редакции газеты «Гудок» работали Булгаков, Ильф и Петров. Отсюда «дортуар пепиньерок» в «Дьяволиаде» и «Станок» в «Двенадцати стульях». Сейчас в здании бывшего Воспитательного дома располагается Военная академия РВСН, а в Опекунском совете — Российская академия медицинских наук.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector