Как правильно делать матах

Матах – обряд жертвоприношения Богу с мольбой о благоденствии всего народа был совершен во время празднования 20-летнего юбилея Шаумянской Армянской апостольской церкви Сурб (Святой) Эчмиадзин. Наши корреспонденты побывали там, где совершался древний обряд.

На первую, закрытую часть обряда нас не пустили.

– Не обижайтесь, – сказал настоятель церкви отец Иосиф, – мы просто не имеем права это делать, иначе обряд будет считаться недействительным. Ведь это – таинство. Тайна. И участвуют в нем только священник и тот человек, который делает матах…

– История Армянской церкви гласит, – рассказал нам один из гостей праздника, настоятель армянской церкви в Краснодаре Тер-Даниил, – что по принятии христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертвы в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а в виде благотворительности, раздав мясо бедным.

Но вернемся к нашим баранам – жертвенным. Ибо на сегодняшний матах выбрали трех здоровых, крупных баранов. Обычно в жертву приносят бычка, барана, петуха или голубя. Отбираются только особи мужского пола. И обязательно здоровые! Дары, как материальные, так и духовные, должны быть отборными и наилучшими, и, что немаловажно, от честного заработка. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана – в 7 домов, петуха – в 3 дома.

Наши три барана стояли в стороне, пока за закрытыми дверьми церкви шло освящение соли. Рано – еще не рассвело! – проходила главная часть обряда.

Вариться мясо должно в воде и с солью, той самой, освященной.
– Порядок такой, – поясняет главный обрядовый повар, житель Шаумяна Саак, – в котел укладывается мясо (без всяких жиров и приправ), обильно посыпается освященной солью, затем заливают водой. И все!

Соль всегда имела особый смысл для армян. Даже христиане называли армян «солёными», так как при крещении в купель добавляется соль. Славяне тоже сохранили воспоминания о важности соли в оборотах «Хлеб-соль», «Не солоно хлебавши», «Пуд соли съесть». У древних египтян, греков и римлян соль тоже использовалась в жертвоприношениях: они заклинали богов солью и водой. А может, именно отсюда берет свое начало христианская святая вода и армянский матах?

Но мы снова отвлеклись, и только Саак внимательно следит за тем, чтоб сначала был огонь сильный (для этого заботливо подкладывали дрова в костер под котлами), а потом – не очень. Снимает пену, все время перемешивая мясо, перемещая куски снизу вверх. Хоть виду и не показывает, но волнуется. Это ведь не просто мясо, не просто праздничное пиршество – это матах! И готовить, и вкушать его надо благоговейно, с молитвой – если не вслух, так про себя.

Мата́х (арм. Մատաղ ) — традиционное благотворительное пожертвование в Армянской апостольской церкви.

Дословно матах означает «вознести соль»матуцанел (вознести) и ах (соль). Главный смысл матаха — дар Богу, через сотворение милостыни бедным, пожертвования. Совершается либо в виде благотворительной трапезы, либо — раздачей мяса пожертвованного животного. Матах является не установлением Церкви, а формой народного благочестия.

Содержание

Виды пожертвования [ править | править код ]

Растительная жертва [ править | править код ]

Растительный компонент в пище человека, это прежде всего хлебный компонент. У армян это лаваш. В армянской культуре существует традиция приготовления жертвенного лаваша. Для такого лаваша мука определённого качества должна быть собрана в семи домах, а не просто взята из ларя. Выпекание жертвенного лаваша происходит без соли и закваски таким образом он получается пресным. Жертвенный лаваш должен быть роздан в семь домов, нуждающихся в хлебе, нуждающихся в помощи в пище. Раздают его сами жертвователи этого лаваша [1]

Читайте так же:  Как кушать рыбу в ресторане

Животная жертва [ править | править код ]

В армянской традиции существует четыре градации животных жертв:

  1. Минимальная жертва — пара голубей .
  2. Петух.
  3. Основная жертва — баран.
  4. Высшая жертва — бык.

Жертва птицей производится отдельно женщинами, а бараном отдельной семьей. Высшая жертва (жертва быком) может производиться только азгом т.е семейно-родственной группой, насчитывающей в своём составе семьи нескольких поколений и ответвлений, берущей свое начало по мужской линии от общего предка прародителя. Только азговое жертвоприношение, то есть общеобщинное, общесельское, может быть принесено в форме быка. По традиции, бык должен быть всегда мужского пола и темного, в основном, чёрного цвета [1] .

Порядок совершения [ править | править код ]

Для совершения матаха необходимы животное, которое должно быть особью мужского пола (ягнёнок, бычок, петух или голубь), и соль. Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными. Закалывать животное должен мужчина. Голову и внутренности необходимо предавать земле, чтобы остатки животного, которое будет освящено вследствие обряда матаха, не доставались в пищу другим животным. Дарственное животное нельзя приводить в храм.

В варке жертвенного блюда участвуют женщины. Жертвенная пища не может быть зажарена. В то же время мясо может быть не только варенным, оно может быть роздано в сыром виде в семь бедных домов или потреблено самими, но с непременным приглашением соседей, родственников, и т. д. [1]

Поскольку матах — это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли. То есть Церковью благословляется не само животное, а именно соль, так как она служит символом чистоты и освящения. Церковное обоснование присутствия в обряде соли состоит в том, что вследствие греха, совершённого Адамом, земля была проклята, и всё стало порочным, поэтому, благословляя соль, священник освящает её, и животное, принимая соль, очищается ею [2] . Освященной солью кормится животное, после забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется.

Вместо мяса животного может быть совершено любое пожертвование, например хлеб, другая пища, одежда, деньги и т. д. Пиршество или вкушение мяса пожертвованного животного не являются смыслом матаха, который заключается в проявлении милосердия и благотворительности: тот, кто совершает матах, подаёт хлеб насущный неимущим, тем самым исполняя заповедь.

Матах нельзя совершать в среду и пятницу, а также в дни поста. Мясо матаха запрещено хранить дома как пищу, но необходимо в тот же день съесть его за трапезой или раздать неимущим. Мясо бычка по традиции раздаётся в 40 домов, ягнёнка — в 7 домов, а петуха — в 3 дома. Традиция употребления в пищу мяса голубя утрачена среди современных армян, а потому среди невоцерковленных появилась традиция этакого «символического матаха», когда голубь выпускается в небо. Однако такая традиция не имеет в себе смысла пожертвования бедным и не подразумевает освящения соли, а потому и матахом по сути не является.

Людьми невоцерковленными, а также сектантами и христианами иных традиций, матах может восприниматься как кровная жертва, подобная ветхозаветным или языческим жертвоприношениям. Среди невоцерковленного народа существует много связываемых с матахом неправильных, схожих с язычеством обрядов и обычаев . Люди не знающие и не желающие выяснить в церкви для чего и как совершать матах, полагают необходимым привести животное к церкви с последующими действиями вроде хода вокруг храма перед убоем и манипуляциями с кровью, которой либо обмазываются сами, либо брызгают на стены. Такие действия церковью категорически не поддерживается.

Читайте так же:  Как из сухой аджики сделать мокрую

Матах не является кровной жертвой, подобной ветхозаветным или языческим жертвоприношениям. Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос пролил свою кровь за людские грехи на кресте, таким образом исчезла необходимость получения отпущения грехов пролитием крови животного, существовавшая в Ветхом Завете. Поэтому главный смысл матаха — проявление милосердия. Сама сущность матаха отвечает духу и заповедям Нового Завета и не противоречит ему. Матах — не уникальное явление в христианстве, в древней христианской церкви после литургии имели место «трапезы любви», приготовлявшиеся для больных и неимущих.

Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных

Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а также творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.

История [ править | править код ]

Обряд матаха появился во времена святого Григория Просветителя. Предание Армянской церкви сообщает, что по принятию христианства в Армении в 301 году, перед Церковью стал вопрос об использовании животных, прежде специально выращиваемых для принесения жертв в языческих храмах. Поскольку Жертвой Господа Иисуса Христа были устранены жертвоприношения животных, то святой Григорий Просветитель предложил использовать животных для жертвы милости. Теперь христианин мог сделать жертву не кровью животного, а виде благотворительности, раздав мясо бедным.

Известно так же, что после принятия Арменией христианства, по случаю победы в битве с гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе со св. Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне в благодарность Богу совершил матах, заколов множество животных и раздав их народу.

Таким образом, в Армянской церкви установился обычай, не только частным образом жертвовать животных в пищу нуждающимся, но и устраивать общественные трапезы для народа в дни больших праздников, в связи с освящением церквей, хачкаров и других событий. [3]

Аналогичные обряды других христианских народов [ править | править код ]

Аналогичный матаху обряд существует и в Грузинской православной церкви, которая сегодня относится к числу православных церквей византийской традиции, но до VII века была тесно связанной с ААЦ и обрядово, и догматически, и иерархически.

Сохранился матах и у удин, бывших последователями Алванского католикосата Армянской Апостольской Церкви.

Примечания [ править | править код ]

  1. 123C.В. Арутюнов /Традиция жертвоприношения: Общее и частное/ Расы и народы /Том 31, Издательство «Наука» 2006 г. стр.15(310) — ISBN 5-02-010354-3

Что касается животных жертв, то в армянской традиции можно выделить четыре градации. Минимальная жертва – это пара голубей. Следующая жертва — петух, основная жертва — баран, и, наконец, высшая жертва — бык, который в этой традиции, по крайней мере, всегда мужского пола и темного цвета, в основном — черного (во всяком случае – не светлого). Жертва птицей производится отдельно женщинами, а бараном отдельной семьей, отдельным домохозяйством. Но жертва быка может производиться только патронимией, т. е. тем, что называется «азг» по армянский, «абипара» по абхазский, «тейпа» по чеченский, и т. д. То есть — «линидж». Только азговое жертвоприношение, то есть общеобщинное, общесельское, может быть принесено в форме быка.

Читайте так же:  Как потушить квашеную капусту с курицей

Я опять-таки не буду говорить о всех правилах. Они сложны, о них многое можно узнать. Многими правилами сопровождаются и приведение жертвенного барана, обведение его вокруг священного объекта — церкви, развалин, священного камня, и т. д. Порядок приближения к этому священному объекту, в идеале с распущенным поясом и распущенными волосами, целый ряд христианских моментов — крестообразный надрез уха, освящение соли, которая кладется на язык жертвенного животного, крестообразный рисунок на лбу приносимого в жертву животного перед закланием. Это — христианские моменты, хотя это может быть и переосмысление тех моментов, которые существовали и до христианства.

Наши наблюдения показывают, между прочим, чем относительно менее выражена церковная набожность (как например, среди армянского сельского населения), тем ярче выражены эти жертвенные предписания и тем последовательнее им следуют. И наоборот, чем больше выражена церковное набожность, значение жертвенных предписаний наименьшее. Меньшая церковная набожность — это Сюник, южная часть Армении, в районе Мегри и Кафана, чем больше выражена церковная набожность — это в северной части Армении, тем более стертыми, необязательными оказываются эти существующие традиции. Хотя это жертвоприношение согласовано с церковью, и в Эчмиадзине я неоднократно наблюдал епископов высокого ранга, которые святят, дают инструкции прихожанам, как приносить животное в жертву, как им обращаться с его мясом и костями, святят наложением креста соль, которую потом будут использовать в жертвоприношении, и т. д

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Матах" в других словарях:

Матах (значения) — Матах обрядовая традиция, существующая в Армянской апостольской церкви. Матах хребет на Украине … Википедия

Армянская апостольская церковь — У этого термина существуют и другие значения, см. Армянская церковь. Армянская апостольская церковь Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի … Википедия

ААЦ — Армянская апостольская церковь (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի; используется также и расширенный вариант Հայ Առաքելական Ուղղափառ Եկեղեցի / Армянская Апостольская Православная Церковь; среди русскоязычных комментаторов распространено не… … Википедия

Вино вяленое — т. е. вино, выделанное из вяленого винограда, отличается нередко высокими качествами (букет и гармония составных частей, главным образом сахара и кислот). Вяление винограда производится либо на кустах, либо в срезанном виде. Вяление в первом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шахматная задача — Задача составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задания (объявить мат сопернику) в указанное число ходов: в ортодоксальной композиции и кооперативных матах белым, в обратных матах чёрным. По … Википедия

Шахматные задачи — Задача составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задания (объявить мат сопернику) в указанное число ходов: в ортодоксальной композиции и кооперативных матах белым, в обратных матах чёрным. По … Википедия

Кимберелла — ? † Кимберелла … Википедия

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — [Полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь; арм. (?)այյռց Սռւրբ Ա(?)աղելակաճ Ուղղա(?)ա(?) Եկեղեցի], Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных… … Православная энциклопедия

Соломенное вино — так называется сладкое, приятное вино, выделываемое из винограда, вяленого на соломенных матах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковное вино — Так назыв. Ц. вино довольно распространено в России, но из нескольких миллионов ведер, ежегодно поступающих в продажу, лишь небольшое количество (около 500 тыс. ведер) идет для надобностей церкви при совершении таинства евхаристии,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector