Содержание
- 1 Способы перестать бояться летать
- 2 Чувство тревоги перед полетом
- 3 Как побороть страх самолета и полета
- 4 Боюсь летать на самолете, что делать
- 5 Фобия или волнение?
- 6 Природа страха
- 7 Лечить нельзя оставить
После крупной авиакатастрофы, которую широко обсуждают СМИ и интернет, у многих людей активизируется аэрофобия — боязнь самолетов.
Катастрофа с самолетом Аэрофлота Сухой Суперджет — явилась катализатором панических настроений перед полетом, у части летающих самолетами граждан.
Как же перестать бояться летать? Как побороть страх самолета и полета в нем.
Способы перестать бояться летать
У меня есть старая статья Как преодолеть страх полета на самолете, в которой я перечисляю лекарства от аэрофобии.
Повторю кратко.
– Собеседник в самолете — за разговором время в полете протекает незаметно
– Интересная книга, от которой сложно оторваться.
– Фильм, заставляющий сопереживать героям и отвлекающий от действительности.
– Громкая музыка, которая глушит тревогу и её побеждает сон.
– Занятие, позволяющее скоротать время, например кормёжка на борту.
– Походы в туалет или за водой так же позволяют занять время в полёте.
– Интернет WiFi на борту – позволяет работать, творить и забыть обо всём.
Чувство тревоги перед полетом
Если со страхом во время полета справиться не сложно, то прелюдия страха и тревожное ожидание дня вылета — это самое неприятное в аэрофобии.
Начинаешь накручивать себя.
Любое событие примеряешь на себя как предзнаменование, сигнал «оттуда» об опасности. Становишься мнительным и религиозным.
Чушь конечно, но сам как-то вляпался в подобное состояние посмотрев перед вылетом фильм «Пункт назначения» (Final Destination).
Поэтому совет: не смотрите перед полетом фильмы про авиакатастрофы, не занимайтесь мазохизмом.
Сейчас у меня время перед вылетом не связанно с тревогой, а скорее с ожидаемой усталостью.
1-2 часа путь до аэропорта, там 2 часа и еще время полета — потерянное время.
Но я понимаю, что если хочешь за несколько часов попасть из зимы в лето, придется потерпеть.
Ведь без самолета, раньше, на это ушло бы много дней. А так отмучился 9 часов — и отдыхай.
Как побороть страх самолета и полета
Надо раз и навсегда понять и запомнить четыре простые истинны.
— Самолеты — самый безопасный транспорт.
— Самолеты рождены чтобы летать, а не падать. Они к воздуху привычные.
— Смерть в авиакатастрофе мгновенная и безболезненная: чик, и ты на небесах.
— Чему быть — тому не миновать.
Боюсь летать на самолете, что делать
Если летите вместе с кем-то, кто боится больше вашего — поддерживайте его.
Ваш страх сам собой пройдет.
Если летите один — займитесь чем-то продуктивным.
Поставьте себе цель — например, научится рисовать слона в посудной лавке.
Попробуйте нарисовать с разных ракурсов, увеличивая степень разрушения и оцените убытки лавочника.
Вот только напиваться не надо перед полетом и в полете.
Этим самым вы поставите себя и окружающих в не комфортное положение.
Сколько уже было случаев, когда граждане не умеющие пить или не знающие меры, прерывали полет и крали драгоценное время у других пассажиров.
На высоте, в условиях низкого давления — кто знает как ваш организм отреагирует на обычную земную дозу водки или коньяка.
Если в себе не уверены — купите вместо бутылки книгу русских или западных классиков.
МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Авиация считается самым безопасным видом транспорта, но тех, для кого взлеты и посадки — серьезное испытание, очень много.
Чем отличается аэрофобия от предполетного волнения и как побороть страх — в материале РИА Новости.
"Помню, мы попали в воздушные ямы, и все пассажиры или не отвлекались от просмотра фильма, или кричали "йу-ху!", как на американских горках, а я рыдала не переставая. Потом было очень стыдно", — вспоминает петербурженка Юлия Золотова, страдающая аэрофобией.
Фобия или волнение?
"Страх может проявляться по-разному: кто-то теребит волосы, потирает ладони и потеет, кто-то всего боится, бурно реагирует на происходящее в самолете, — рассказывает бортпроводник Алексей Коханистый. — У таких людей вызывают тревогу и массу вопросов звуки механизации крыла, работы двигателя, уборки шасси в первую очередь потому, что они не знают, все ли с ними в порядке".
По мнению Алексея, редко кто боится всего полета — обычно страшат взлет и посадка или турбулентность с воздушными ямами. На его памяти только один пассажир испытывал страх с начала и до конца рейса.
На вопрос, как отличить страх от обычного волнения, в одном из центров по лечению и изучению аэрофобии ответили, что если человек диагностировал у себя фобию, то почти наверняка он ею страдает.
Если же все ограничивается легким дискомфортом, не отравляет жизнь и не сказывается на свободе передвижения, следует говорить о предполетной тревожности.
Правда, некоторые пассажиры под предлогом фобии хотят улучшить условия перелета. "Например, просятся в бизнес-класс — мол, там больше места и воздуха, а после отказа скандалят. Конечно, это ненастоящие аэрофобы", — делится наблюдениями стюардесса Анастасия Куприевич.
Природа страха
"Аэрофобы боятся не только катастроф, но и высоты и замкнутого пространства, а самое главное — потери контроля над ситуацией", — поясняет Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья.
Эксперт рассказывает, что именно это делает аэрофобию парадоксальной: самолеты падают очень редко (и считаются самым безопасным видом транспорта), то есть риск погибнуть минимален, но страх от этого не уменьшается.
Часто аэрофобы бывают довольно подкованы в полетной тематике, сами знают все аргументы о безопасности, но не могут адекватно воспринимать их в моменты страха. А против предполетного волнения, по словам бортпроводников, информированность часто помогает.
"Ночные перелеты раньше вызывали больше опасений у пассажиров, чем дневные. Многие думали: "Как мы полетим? Ведь ничего же не видно!" — рассказывает Анастасия Куприевич. — Но сейчас подавляющее большинство пассажиров знают, что пилоты ориентируются на диспетчеров, работают с радаром, что есть автопилот, и волнуются меньше".
Лечить нельзя оставить
"Я долго избегала полетов, пыталась заглушить фобию. Дошло до того, что боялась всего: машин, поездов, высоты, лифтов, — признается управляющая рестораном Марина Разживина, победившая аэрофобию. — Потом начала работать над собой, приспосабливаться к ситуации. Садясь в самолет, говорила себе: назад дороги нет".
Марина советует больше читать об авиации и избегать информации об авиакатастрофах и их последствиях — чем часто увлекаются аэрофобы. Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, обратитесь к специалистам.
В центре по лечению аэрофобии подтверждают, что страх сам не проходит почти никогда, а со временем только усугубляется. Но большинство из тех, кто к ним обращается, вылечиваются.
Авиаперелеты прочно и надежно вошли в жизнь современных людей и играют ключевую роль, когда дело касается скорости перемещения из одного места (города, страны) в другое. Но порой самые бесстрашные и опытные люди, не единожды летавшие на самолетах, испытывают подсознательный необъяснимый страх от одного только вида воздушного судна, на котором им предстоит осуществить перелет. Наиболее остро аэрофобия наблюдается в те моменты, когда человек поднимается по трапу, который передает его в объятия металлического монстра, бороздящего бескрайние воздушные просторы.
Конечно же, все без исключения, кто когда-либо летал на самолете, задавались вопросом «а вдруг самолет упадет»? Естественно, что этот риторический вопрос, точнее предположение, остается для многих пассажиров предметом кратковременных раздумий и воспоминаний известных фантастических фильмов о катастрофах со счастливым концом, а для некоторых – причиной не проходящего панического страха полетов. Этот страх ощутимо портит жизнь людям, в чьей жизни имеют место частые или периодические воздушные путешествия.
Командировка, отправка на отдых в теплые страны, посещение далеко живущих родственников – эти и иные причины могут быть поводом для авиаперелета, который длится несколько часов, и с помощью которого экономится уйма времени. Но каким образом победить аэрофобию и избавиться от этого угнетающего ощущения?
Действительно аэрофобия или незначительное беспокойство?
Сначала вам нужно определить, есть ли вообще у вас аэрофобия. Каждый человек в процессе полета испытывает некоторые ощущения дискомфорта и беспокойства, но если он может контролировать эти негативные эмоции и не дает им захватить себя целиком, то их нельзя отнести к разряду аэрофобии.
Истинный страх не дает человеку ни единого шанса на самоконтроль, то есть полностью его поглощает, когда человек сталкивается с необходимостью осуществления авиаперелета. Тогда этот страх управляет человеком, заставляя его избегать полета любым способом. Если же путешествия по воздуху никак избежать не удается, то нервное напряжение у такого человека во время полета достигает своего предела.
В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощью к психологам, специализирующихся на проблемах подобного рода. На территории Росси уже есть специалисты, способные оказать такие услуги. На сеансах терапии часто присутствуют пилоты, бортпроводники и другие работники, жизнь которых напрямую связана с ежедневными перелетами. Психологи, при участии представителей авиакомпаний, обучают обладателей аэрофобии контролировать свой страх.
Со страхом можно справиться и собственными силами, если он не достигает у вас уровня паники. Но! Сначала узнаем о методах, которые не стоит использовать.
Каких действий нужно избегать при боязни полетов
Некоторые стараются заглушить свою панику употреблением спиртных напитков. Делать этого ни в коем случае не следует, поскольку чревато целым рядом негативных последствий.
Не следует также скрупулезно, до мелочей, изучать информацию об авиалайнере и выискивать в интернете истории о катастрофах с участием этой модели, даже если сильно этого хочется.
В конце концов, нужно знать, взбираясь по ступеням трапа, что самолет – самый безопасный вид транспорта на планете. И это не пустые слова. Данный факт демонстрирует беспристрастная статистика, а она, как все мы знаем, вещь упрямая. Оттого сообщения об авиакатастрофах очень редки, и именно поэтому они привлекают к себе всеобщее внимание.
Сравнивая количество ежедневных рейсов и пассажиров с количеством крушений самолетов и смертей, вы сами убедитесь, что авиакатастрофы – большая редкость.
За год воспользоваться услугами компаний успевает более 5 млрд. человек, из которых гибнет 400-500. То есть, в свой последний путь отправляется всего один из 10 млн. пассажиров. Это как, например, в Москве гибнет 1 человек в год. А вот в столичных автомобильных авариях ежегодно лишаются жизни 30 тыс. человек! Получается, чтобы стать непосредственным участником авиакатастрофы, необходимо каждый день садиться на случайный рейс в течение 21 тыс. лет. У кого есть столько времени?
«Меня это не успокоило. Упадет именно тот самолет, на котором полечу я, ведь я самый невезучий человек в мире», – так, невзирая на цифры статистики, «справляются со страхами» многие пассажиры.
Карта ежедневных полетов
Распространенные стереотипы
В процессе изучения аэрофобии, мы сделали вывод, 65% людей страдающих данным недугом, испытывают страх при потряхивании самолета в воздухе, турбулентности и считают, что судно может рухнуть с высоты 10км, провалившись в «воздушную яму». Для опровержения данно гипотезы мы скоро напишем статью — «Элементарные законы физики и турбулентность».
Так же, согласно общественному опросу, считается, что российские авиакомпании эксплуатируют очень старые самолеты, а пилоты и бортпроводники сплошные алкоголики. Это не так!
Все авиакомпании в России, осуществляющие внутренние и международные перелеты, имеют сертификаты соответствия: ICAO, IOSA и IATA. Которые подтверждают квалифицированное сервисное и техническое обслуживание самолетов. А так же, высокую квалификацию экипажей удовлетворяющих мировым стандартам.
Отечественные авиакомпании являются членами международных альянсов, к примеру Аэрофлот c 2006 года входит в Sky Team, S7 Airlines в OneWorld, Utair желает войти в Star Alliance.
Немного фактов: самолетный парк «Аэрофлота» является одним из самых современных в мире, а так же самым молодым в Европе. Трансаэро входит в 15 самых безопасных авиакомпаний мира. За всю историю существования компании не произошло ни единого инцидента, связанного с человеческими жертвами или травмами пассажиров.
Однако это не значит, что нужно летать только крупными авиакомпаниями.
Если самолет «Самарские авиалинии» или «Эйр Нигерия» находится в эксплуатации в аэропорту — это значит что он прошел все проверки и точно такой же безопасный, как и самолет «Emirates» или «Etihad Airlines».
И не стоит волноваться, если самолету на котором вам предстоит лететь, 10, 15 или 20 лет. В крупнейшей авиакомпании мира «Delta Air Lines», у половины парка авиалайнеров возраст за 20 лет. В России самолеты, с возрастом за 25 лет практически нет. Однако, судна которым 25 лет и больше — это вполне нормально, ресурс авиатехники очень большой.
Переключите внимание!
Если логические доводы не помогают, и подобные мысли бомбардируют ваше сознание, остаются только методы релаксации. Можно послушать умиротворяющую музыку, почитать журнал или книгу, короче, как-то отвлечься от происходящего.
Многолетняя практика полетов показывает, что многих людей способна успокоить вкусная еда и напитки, так что возьмите с собой что-нибудь подходящее. Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы нервной системы пить не стоит, поскольку это взбудоражит и без того взвинченную нервную систему. Поэтому лучше принять успокоительную таблетку на травах и запить ее водичкой.
Если ни один из методов вам не помог, то нужно закрыть глаза, размеренно дышать и сосредоточиться только на позитивных моментах, которые принесет эта поездка. Это живописная страна, в которую вы направляетесь? Тогда вы в шаге от реализации вашей мечты! Вас ждет повышение по службе после поездки? Именно сейчас вы стремительно приближаетесь к своему благополучию.
Самолет – самый безопасный способ передвижения на планете!
Несколько фактов о «железных птицах»:
- Все системы имеют запасные варианты, а некоторые по 2-4 дубликата. Зачастую в них 4 тормозных, 3 топливных, 3 противопожарных системы, 3 системы управления, 3 системы выпуска шасси.
- Минимум два двигателя, одновременный отказ которых ничтожно мал. Отказ двигателя происходит примерно 1 раз на 2 млн. часов полета, что составляет 228 лет непрерывной эксплуатации. При отказе одного из двигателей самолет способен лететь без снижения (без перегруза и в стандартных метеоусловиях) и безопасно совершить посадку. Например, Boeing 737 может лететь 2 часа в аварийном режиме.
По современным мировым стандартам для пассажирских самолётов, при отказе одного из двигателей, судно должно сохранять способность лететь без потери высоты (при стандартных метеоусловиях) и безопасно совершать посадку.
К примеру, на лайнере Boeing 737, плановое время аварийного полета (на 1 двигателе) составляет 2 часа.
- Перед каждым полетом все самолеты проходят технический осмотр целой командой профессиональных специалистов.
- Авиакатастрофы обычно случаются не по одной причине, а по стечению многих обстоятельств, которые тщательно изучаются и предпринимаются действенные меры для их повторного недопущения.
- Каждый год пассажиропоток возрастает на 10%, а аварии сокращаются на 15%.
Все это подтверждает, что на планете Земля самое безопасное транспортное средство – это самолет! Счастливого вам полета и мягкой посадки!