Как научить дошкольника приобретать знания

Елена Панова
«Учим детей добывать знания». Развитие познавательной деятельности в детском саду

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. В последние годы ситуация изменилась: большую популярность приобрела проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, проблемное, тематическое обучение. Поэтому крайне важно, что этот раздел, согласно ФГТ, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно.

В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. И наш коллектив понимает, что тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели:

– имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

– формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

– ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

– поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:

• активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

• проходят через закономерные стадии развития;

• обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;

• неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;

– единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.

Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Так в образовательную область «Познание» входят следующие Центры активности, которые мы внедряем в работу ДОУ:

– Центр сенсорного развития

– Центр «Мы познаем мир»

– Центр конструктивной деятельности

– Центр математического развития

«Центры познавательного развития» сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Среди пособий — глобус, географический атлас для дошкольников, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, альбомы с творческими и проблемными заданиями, дидактический материал по ознакомлению с трудом взрослых и т. д. Там же имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старшего дошкольного возраста есть так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу, детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Читайте так же:  Закуска из бурых помидоров на зиму

Кроме того в нашем детском саду имеются: кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, компьютерно-игровой комплекс, в которых проходят как подгрупповые, так и индивидуальные занятия и создана богатая предметная развивающая среда.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта и вместе с тем безопасна для жизни и здоровья детей

Создавая предметно-развивающую среду мы ориентировались на следующие требования:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливаясь к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Исследовательская активность, поведение это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир.

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательская активность, поведение это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и соз 16.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Читайте так же:  Заливной пирог на воде рецепт

КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПРИОБРЕТАТЬ ЗНАНИЯ?

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская активность, поведение это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения – максимальное снижение ограничений на исследования. Поэтому дети должны иметь бесконечно много возможностей для свободной фантазии и конструктивной деятельности. Практически все окружающие ребенка предметы таят в себе большие возможности для развития навыков и умений исследовательского поиска. Игра ребенка часто выполняет функцию исследования. В процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предметов. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга, но отожествлять их не следует.

Современная жизнь ставит перед человеком много проблем. Для решения всех этих проблем человеку нужен большой запас знаний и умений. Знания и умения ребенок начинает получать уже в детском саду, постепенно познавать окружающий мир от простого к сложному. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понятии их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость, гордость в случае разрешения задач – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.

Между уровнем развития познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший «строительный» материал, который является фундаментом развития познавательного интереса.

Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, т. к. условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их почитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.

На протяжении дошкольного возраста вопросы сменяются по форме и содержанию. Малышей интересует название действий, предметов, их свойств и качеств.

Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Чем старше становится дошкольник, тем активней умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка уже направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии и различного.

Например, почему луна только светит, а солнце светит и греет? Как птицы дорогу к гнезду находят? и т. д.

У дошкольников типичными являются не единичные познавательные вопросы, а их цепь.

Например, что, начинается там, где кончается земля? А на других планетах живут люди? Животные?

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » – верный признак умственной готовности ребёнка к школьному обучению.

Под влиянием этого интереса у ребёнка развивается желание учиться, постоянно получать новые знания, стремление. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Читайте так же:  Закрытый пляж в москве

Н. Н. Подъяков – известный специалист в области детской психологии и дошкольной педагогики , доктор психологических наук ,профессор , выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников:

• первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.

• второй вид ориентировочно – исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенный элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Одним из приёмов исследовательской деятельности, организуемой взрослыми является эксперимент.

В ходе проведения эксперимента необходимо соблюдать следующие правила:

1. учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;

2. не сдерживайте инициативы детей;

3. не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4. не спешите с вынесением оценочных суждений;

5. помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями:

формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

анализ и синтез, классификация, обобщение информации

Все это дает большой простор для развития творческого, мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной тематики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить дошкольника жалеть, понимать сочувствовать, сопереживать? «Глухой к другим людям — останется глухим к са­мому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспита­нии — .

Чтение — это двигатель познания жизни, без него она лишается чего-то очень важного, тускнеет, мертвеет и наполняется пустотой. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, из.

Цель практикума показать родителям, как вместе со своими детьми составлять загадки – описания по схеме, предложения по иллюстрациям из детских книг, рассказы из личного опыта. Даны рекомендации.

Практические советы родителям по формированию навыков самообслуживания у детей.

Буклет для родителей, который позволит познакомиться с алгоритмом порядка одевания ребенка, что позволит ребенку быстро научиться одеваться и стать успешным в этом малом, но столь важном детском.

Статья о том, как подготовить ребёнка к обучению.

Скидки

  • Описание
  • Вопрос-ответ
  • Отзывы
  • Лицензия

Спецпредложение

Пополнив свой личный счёт в интернет-магазине «УчМаг» на сумму 600 рублей, Вы сможете бесплатно получить доступ к материалам данного офлайн-мероприятия и бесплатно получить сертификат.

Денежные средства на Ваш личный счёт зачисляются в полном размере, и ими можно будет воспользоваться в любое удобное Вам время при покупке любых товаров в интернет-магазине «УчМаг» (за исключением купонов на пополнение личного счёта).

Формат offline-вебинара предполагает, что вы можете пользоваться материалами (выступление, презентация) круглосуточно в любое удобное вам время, а также связаться с автором и получить ответы на интересующие вас вопросы.

На вебинаре слушатели вместе с ведущим рассмотрят практику исследовательского обучения в современном дошкольном образовании; развитие исследовательских способностей дошкольников; особенности разработки программы исследовательского обучения в ДОО; методы и приемы активизации исследовательской деятельности дошкольников.

Содержательные вопросы вебинара:

1. Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образовании.

2. Развитие исследовательских способностей дошкольников.

3. Особенности разработки программы исследовательского обучения в ДОО.

4. Методы и приемы активизации исследовательской деятельности дошкольников.

Ведущий вебинара:
Додокина Наталья Викторовна
, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего по НИР МКДОУ «ЦРР – детский сад № 12 «Сказка», г. Фролово Волгоградской области.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector