Как наказать ребенка за плохие оценки

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, – основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?

Читайте так же:  Как вкусно приготовить почки свиные пошаговый рецепт

Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.

Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.

Нужно ли отказываться от наказаний?

Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?

Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

Оценка – как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Как реагировать на неуспеваемость?

1. Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.

2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.

Читайте так же:  Как делать рисовые лепешки

3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.

4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.

Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.

Маленькие дети — маленькие проблемы, большие дети — большие проблемы. Еще вчера ваш малыш счастливо лепетал в кроватке и будил весь дом посреди ночи. И казалось, что молодые родители никогда не смогут выспаться. А уже сегодня ваш ребенок — школьник. И время от времени радует родителей своими успехами в учебе. Но что, если в дневнике ребенка «поселились» одни плохие оценки? Что делать в таком случае? Ругать ребенка за невнимательность на уроке? Делать с ним все домашние задания до глубокой ночи? Возможно, эффективным методом будет наказание за плохие оценки?

Психологи и педагоги в последние годы кардинально изменили свою позицию. Если раньше наказание за плохие оценки практиковалось как в школе, так и дома, то сегодня специалисты категорически советуют этого не делать. Ведь наказывая часто можно «перегнуть палку» и сломать личность ребенка, вызвать панический страх перед школой, хроническую ненависть к отдельным предметам, а также разрушить семейные отношения. Однако, бывают моменты, когда без определенного наказания все же не удается достичь прогресса в обучении.

Плюсы наказания ребенка за плохие оценки

  • В строгих родителей — талантливые дети. Об этом свидетельствуют данные статистических исследований. Родители, которые строго относились к неудачам в учебе своих детей, часто ругали их и наказывали за плохие оценки, сумели вырастить наиболее талантливых и умных детей.
  • Воспитание дисциплинированности. Если ребенок чувствует, что родители контролируют процесс его обучения и за плохие оценки он может быть наказан, то это стимулирует школьника к ежедневному труду. Он знает — спуска от родителей не будет.
  • Наказывать, чтобы научить ребенка преодолевать трудности. Наказание выстраивает в голове ребенка логическую цепочку: получишь плохую оценку (поступишь плохо) — получишь наказание. Это воспитывает у школьника умение анализировать свое поведение и оценивать последствия своих поступков в будущем.
  • Наказание имеет положительное влияние на быстрое улучшение оценок. Любое наказание имеет внезапное влияние на процесс обучения и улучшение оценок. Другой вопрос — будет ли это улучшение длительным. Одним детям хватает одного наказания, а другие имеют успехи в учебе от наказания к наказанию. А это уже свидетельствует о более глубоких проблемах с усвоением материала, чем просто лень или нежелание учиться.
  • Высокая эффективность. Применение карательных мер в отношении ребенка, который принес плохие оценки, имеет всегда высокую эффективность. Однако следует придерживаться здравого смысла в деле наказания. Ведь если это одиночная плохая оценка, то особой катастрофы не произошло и наказывать за это не стоит. Однако, если ребенок систематически не хочет учиться, ленится, то наказание все же должно быть. Но подбирать его стоит индивидуально, не прибегая к физическому насилию.
Читайте так же:  Как вывести пятно от соевого соуса

Минусы наказания ребенка за плохие оценки

  • Потеря доверия. Если ребенок приносит плохие оценки, то первое, на что он рассчитывает, это на понимание и поддержку со стороны родителей. Стоит сначала разобраться, в чем причина плохого обучения — возможно конфликт с учителем, а может тема попалась сложная. Если же сразу прибегнуть к наказанию, то может произойти потеря доверия со стороны ребенка к родителям. В дальнейшем плохие оценки он будет скрывать. А вывести его на искренний разговор будет все труднее и труднее.
  • Сломанная психика. Если наказание слишком суровое, ребенок может получить психологическую травму на всю жизнь. Родителям стоит определиться для себя, что они хотят — ребенка с плохими оценками или будущего психопата, который получает под давлением родителей хорошие оценки, а где-то тихонько в уголке мучает кота или отрывает крылья насекомым, как проявление скрытой агрессии. С годами деструктивное поведение может обостряться.
  • Разрушение семейных связей. Родителям стоит задуматься над тем, так ли уж важно, какую оценку принес их ребенок сегодня из школы. Это всего лишь оценка знаний ученика, а не его характеристика. А наказывать за отсутствие знаний — это абсурд. Тем более, что частые наказания могут привести к затаенной обиде у ребенка. Ученые доказывают, что каждый взрослый помнит свои детские обиды и ссоры с родителями. Стоит ли разрушать хорошие отношения наказанием за оценки? Может лучше потратить время и общие усилия направить на решение этой временной проблемы?
  • Потеря веры в себя. Дети, которых часто наказывали в детстве, особенно за плохие успехи в учебе, вырастают неуверенными в себе. Им трудно самим строить свою жизнь, добиться успехов в карьере, построить крепкие семейные отношения. Они всегда ищут партнера, который одобрял бы их поступки и поведение во взрослой жизни так, как в детстве это делали родители.
  • Временные успехи. Наказание, с одной стороны, стимулирует ребенка к прилежной учебе, а с другой — частое наказание вызывает у школьника определенную привычку. И он уже просто не реагирует на него. А проблемы с обучением как были, так и останутся.

Выводы и рекомендации

Наказывать ребенка за плохие оценки — полная ерунда. Родителям уже стоит понять это и отказаться от этой ложной стратегии в своем поведении. Нужно понять самим и дать понять это ребенку — оценка, даже плохая, это отражение знаний ученика на данный момент времени. Плохая оценка свидетельствует лишь о том, что эту тему школьник усвоил плохо и ей стоит уделить больше внимания. Возможно, плохая оценка у ребенка была вызвана какими-то эмоциональными переживаниями — с этим стоит разобраться родителям, а не бросаться сразу с наказаниями.

Наказание за обучение может быть оправданным в единственном случае — если родители замечают, что ребенок систематически ленится и бездельничает. Тогда можно подобрать адекватное возрасту наказание (лишить доступа к интернету на некоторое время, забрать планшет, не отпускать гулять с друзьями на выходные, или ограничить карманные деньги). Но ни в коем случае не наказывать ребенка физически или моральным издевательством, высмеиванием. Ведь можно нанести необратимый вред психике ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector