Искусство есть средство беседы с людьми

«…Народ хочется сделать: Сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – и мерещится мне он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального. И какое страшное (воистину) богатство народной речи… Какая неистощимая (пока, опять-таки) руда для хватки всего настоящего жизнь русского народа!»
М. Мусоргский.

Самобытные герои и массовые сцены вместе взятые составляют русский народ в операх Модеста Петровича Мусоргского. Народ в его операх многолик: безмолвный, покорный, бойкий, тревожный, бунтующий, творящий расправу, безжалостный, готовый разнести всё вокруг себя, молящийся, кающийся, милосердный к нищим и калекам. Народ Мусоргского – это неудержимая людская стихия!

«Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить её в опере».
М. Мусоргский.

В «Борисе Годунове» Мусоргский раскрывает идею законной власти, в «Хованщине» – междоусобной борьбы за власть. Для Мусоргского не цари, а народ – движущая сила истории. Ранее композиторы не разрабатывали проблему власти и народа с такой конкретностью и достоверностью, как это делает Мусоргский.

«Для меня важная статья – верное воспроизведение народной фантазии, в чём бы она не проявлялась».
М. Мусоргский.

Фантазия народа в операх Мусоргского причудлива: она обнаруживает себя в сказках и былинах («Баба Яга», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»), в языческих суевериях (симфоническая картина «Ночь на лысой горе»), в религиозных верованиях (плач Юродивого в опере «Борис Годунов»), в народной по складу песне о горестной доле женщины (ария Марфы из оперы «Хованщина»), в осознании величия и красоты русской природы (вступление к «Хованщине» «Рассвет на Москва-реке») в грёзах о земном счастье (сон парубка из «Сорочинской ярмарки»).

«Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель… Какую речь не услышу, кто бы ни говорил (главное, что бы ни говорил), уж у меня в мозгах работается музыкальное изложение такой речи».
М. Мусоргский.

В операх Мусоргского разные сословия общества говорят по-разному: царь Борис – государственным языком, его сатрапы – угодливым, летописец Пимен – величавым, монахи – богомольным, хозяйка корчмы – по-бабьи расторопным, Самозванец – гонорливым и капризным, Мария Мнишек – льстивым, Юродивый – плачущим. Буквально то же наблюдаем в «Хованщине». Мусоргский даёт исторический срез России 16-17 веков, запечатлевая её духовный облик для будущего!

«Какой обширный, богатый мир – искусство, если целью взят человек».
М. Мусоргский.

Никто из композиторов до Мусоргского не раскрывал психологию человека с такой яркостью, как автор «Бориса Годунова» и «Хованщины». Сколько героев в этих операх, столько же неповторимых характеров. Мусоргский – гениальный музыкальный портретист!

«Я хочу сказать, что если звуковое выражение человеческой мысли и чувства простым говором верно воспроизведено у меня в музыке и это воспроизведение музыкально-художественно, то дело в шляпе».
М. Мусоргский.

Читайте так же:  Запеканка куриная грудка с картошкой в духовке

Воссоздание человеческой речи музыкальными средствами – это сырая земля, глина, из которой надо слепить кувшин. В «Женитьбе» Мусоргский замечательно воспроизводит звуками разговорную речь, но ещё не лепит кувшин. Это он делает в операх «Борисе Годунове» и «Хованщине». В них речитатив получает мелодическую окраску. Музыка превращается в искусство!

«К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовёт жизнь; дальше, ещё дальше в путь добрый, с большим рвением к новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения, и твёрдою ногою стать на земле обетованной – вот великая, увлекательная задача!»
М. Мусоргский.

Мусоргский зовёт к новым берегам в искусстве с таким энтузиазмом, с таким напором, какой редко встречается у композиторов. Это речь страстного реформатора, убеждённого в правоте своих идей! К какому бы музыкальному жанру не прикасался Мусоргский, – он творит новое искусство: народные драмы «Борис Годунов» и «Хованщину», фортепианный цикл «Картинки с выставки» с богатой красочной палитрой, романсы и песни, близкие по духу к народному творчеству, среди которых можно назвать «Светик Савишна», «Сиротка», «Колыбельная», «Семинарист», «Песня о блохе» и другие.

«Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека».
М. Мусоргский.

Ставя перед собой грандиозные задачи в оперном искусстве, Мусоргский буквально сгорает в творческом огне! Композитор умирает в 42 года. Впрочем, гению и этого достаточно! Александр Пушкин создаёт трагедию «Борис Годунов» в 26 лет, Модест Мусоргский – народную музыкальную драму «Борис Годунов» – в 30-летнем возрасте.

«Прошло время писаний на досуге; всего себя подай людям – вот что теперь надо в искусстве».
М. Мусоргский.

Мусоргский всецело отдаёт себя музыке. Некоторая автобиографичность присутствует в его самоотверженных героях: монахе Пимене, посвящающем жизнь летописному делу, вождю старообрядцев Дасифею, идущему на костёр за веру, Марфе, самозабвенно преданной любви. И Мусоргский – летописец истории в музыке, и Мусоргский безоговорочно верит в свою миссию преобразования оперы, и Мусоргский безоговорочно любит созданные им творения!

Моя педагогическая философия

Скачать:

Вложение Размер
esse.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

"Я всегда стремилась работать с детьми и, о, счастье, я – музыкальный руководитель!" – к сожалению, это не обо мне.

В юности мечтала стать капитаном корабля, но родители не одобрили мои морские устремления и я поступила в педагогическое училище. Окончив его, и придя в детский сад, обнаружила столько радости, детской открытости, непосредственности и искренности, что неожиданно для себя почувствовала себя "капитаном". И по сей день мой корабль, полный юных матросов, бороздит музыкальные моря.

Я люблю детей, и они отвечают мне тем же. Понимаю, как велика ответственность, взявшегося за воспитание, ведь детский опыт сопровождает людей всю жизнь, поэтому стремлюсь не нарушить хрустальный мир детства, не растоптать зарождающийся росток творчества, сохранить детскую непосредственность и радость самовыражения.

Читайте так же:  Как отмыть руки от грибов маслят

Спустя некоторое время, ко мне пришло понимание: нельзя заниматься с детьми музыкой ради музыки. "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель" – писал Мусоргский и это правильно, ведь музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Музыка – самый короткий путь к сердцу малыша, и самый верный способ сделать это сердце добрым. Именно в музыкальной деятельности, которая является самым мощным побудителем нравственных эмоций, можно проследить, как из радости рождается чувство доброты и желание поделиться радостью с другими, из печали – чувство сопереживания и бережное отношение к окружающим, из любования – желание сберечь, не нарушить такую хрупкую красоту окружающего нас мира. Не будет преувеличением сказать, что такие великие чувства, как патриотизм, милосердие, человечность, бережное отношение к природе, любовь берут свое начало в музыке.

Развивая эмоциональную сферу ребенка, понимаю, как огромна роль эмоций в возникновении мотивов, которые в свое время влияют на воспитание нравственных чувств. Одним из основных составляющих нравственности в современном мире, несомненно, является бережное отношение к природе.

Видя загрязненные водоемы, сожженные и вырубленные леса. Исчезающих животных, считаю экологическое воспитание важным и необходимым. Дети – будущие хозяева нашей земли, и как сложатся их отношения с природой, исправят ли они ошибки, допущенные нашим поколением или их "хозяйствование" заведет цивилизацию в тупик, зависит от нас.

Фамилия: Носачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Имя: Инна «Детский сад № 26» г.Троицк, Челябинская область

Отчество:Сергеевна Музыкальный руководитель

Принимая во внимание все сказанное, считаю воспитание любви и бережного отношения к природе, возможности музыки в экологическом воспитании безграничны! Сколько песен, музыкальных игр, произведений для слушания, начиная с самого раннего возраста, посвящены природе, различным представителя флоры и фауны.!

"Вот собачка Жучка…! – распевают малыши, и я вижу их неподдельный интерес, умиление, радость. Со всей силой своей чистой детской души они искренне любят героиню этой песни. "Зерна" радостных эмоций от общения с братьями нашими меньшими посеяны и " всходы" обязательно будут! Пройдет время и к детям придет понимание, что домашние животные нуждаются в нашей заботе и мы ответственны за тех, кого приручили.

Хочется верить, что став взрослыми, не станут виновниками лесного пожара сегодняшние подготовишки, которые поют сурово, почти скандируют: "Веток не ломай! Костры не жги! Лес – наш друг, его береги!"

"Не обижайте муравья, его обидеть просто, … он маленького роста!" – с упоением выводят дошколята и понимают, как это правильно, заботится о слабых, не отнимать жизнь даже у самой малой букашки. "Инна Сергеевна! А мы не наступаем на муравьев!" – сообщают мне мои бывшие воспитанники – теперешние школьники, и мне радостно: уроки доброты не прошли зря.

Читайте так же:  Заварной сметанный крем для бисквитного торта

Даосские мудрецы говорят: "Когда срываешь травинку – Вселенная вздрагивает". Все большое начинается с малого, экология не исключение. Поэтому человечность по отношению к жукам, деревьям, кошкам, собакам, птицам, воспитанная в детстве вырастет вместе с нашими детьми и мир станет чище и добрее.

Звучит музыка. Дети слушают, поют, танцуют, грустят, радуются, восхищаются, сопереживают – завтрашние хозяева Земли учатся любить и беречь природу, ведь от этого зависит, наступил ли это завтра.

Поделиться:

В.В.Верещагин

Месяц МАРТ .

"Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель . " Это сказал Мусоргский.

В марте 1874 в Петербурге Верещагин выставил "репортажные" полотна военных действий в Туркестане. Многочасовые очереди .

Истерика генералов: Клевета! В нашей армии ЭТОГО быть не может!

Верещагин срывает со стены три картины ("Забытый", "Вошли", "Окружили – преследуют" ) и сжигает их. Реакция боевого офицера, раненого, кавалера боевого ордена Святого Георгия 4 класса.

Стасов пишет: "Верещагин пришел ко мне и рассказывал, что он только что сделал. . На нем лица не было: он был бледен и трясся. На мой вопрос, зачем он это совершил, он ответил, что ". дал плюху этим господам" (цитирую по Волкову "История культуры Санкт-Петербурга . ", стр. 116):

Поступок одного из самых авторитетных художников не просто России – мира. Его высоко ценили в Париже, Мюнхене, США. Триумфальные выставки. Плюха?!

На блошином рынке интернета имеется-таки картина Верещагина "Забытый" . В дичайшем (естественно) исполнении , без даты и атрибуции.

Судя по всему, успел какой-то мазила сделать копию для почтовой открытки. Что тогда, что теперь: "главное – позыркать" (цитата из одного полученного мною комментария).

Двое встали с Верещагиным плечом к плечу: в марте 1874 сгорела картина – в марте 1874 родилась баллада "Забытый". Музыка бывшего офицера лейб-гвардии Преображенского полка М. П.Мусоргского – слова графа А. А. Голенищего-Кутузова. Кстати, исполнял бас Федор Стравинский (отец Игоря Стравинского). Понятное дело, цензура запретила. Причем, запретила так успешно, что и поныне баллада редко исполняется.

Месяц МАРТ .

31 марта 1904 года – мостик флагманского корабля "Петропавловск". Японская мина . Запись капитана Н.М. Яковлева, очевидца гибели адмирала С.О. Макарова и художника В.В.Верещагина.

Потом знаменитая траурная речь Ильи Ефимовича Репина на заседании Академии художеств 20 апреля 1904

2-5 марта 1881 года Репин писал в военном госпитале своего друга Модеста Петровича Мусоргского. Его пытались спасти – вроде, становилось лучше.

Он пускал к себе Репина, разрешал писать себя ТАКОГО.

16 марта 1881 (т.е. через десять дней после портрета) идиоты санитары принесли бутылку коньяка и конец (ему было 42 года).

О чем этот пост? О том, что "искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель" .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector